Разработка стратегии компании

Цели, сформированные компанией, могут достигаться различными путями. Определение направления и метода достижения цели представляет собой принятие решения по поводу выбора стратегии компании. Термин стратегия, весьма, многогранное понятие.

Определим стратегию как качественно структурированные области деятельности компании на период времени около 5 лет, предусматривающие такую организацию взаимоотношений во внутренней и внешней средах, которая обеспечит ей достижение поставленных целей с приемлемой для практики точностью.. В данном случае стратегию в общем виде можно охарактеризовать как путь дальнейшего поведения в среде, функционирование, в рамках которого должно привести компанию к достижению стоящих перед ней целей.

Определение стратегии для компании принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой она находится. В частности, это касается того, как руководство фирмы воспринимает различные рыночные возможности, какие сильные стороны своего потенциала оно намеревается задействовать, какие традиции в области стратегических решений существуют на фирме и т. д. Можно утверждать, что сколько существует компаний, столько же существует конкретных стратегий. Однако это не исключается возможность провести типизацию стратегий управления. Анализ практики выбора стратегий показывает, что существуют общие подходы к формулированию стратегии и общие рамки, в которые вписываются стратегии.

Существует три основных подхода к выработке стратегии компании на рынке.

1. Лидерство в минимизации издержек производства

2. Специализация в производстве продукции.

3. Выбор определенного сегмента рынка и концентрации усилий

Обычно эти стратегии называются базисными или эталонными. Они отражают четыре различных подхода к росту компании и связаны с изменением состояния одного или нескольких элементов: продукт, рынок, отрасль, положение компании внутри отрасли, технология. Каждый из этих элементов может находиться в одном из двух состояний: существующее состояние или же новое. Первую группу эталонных стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста. Сюда относятся те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают три других элемента.

Ко второй группе эталонных стратегий относятся стратегии, которые связаны с расширением компании. Эти стратегии называются стратегиями интегрированного роста.

Выделяются два основных типа стратегий интегрированного роста:

стратегия обратной вертикальной интеграции направлена на рост фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над поставщиками; стратегия вперед идущей вертикальной интеграции выражается в росте компании за счет приобретения либо же усиления контроля над структурами, находящимися между организацией и конечным потребителем, а именно системами распределения и продажи.

Третьей группой эталонных стратегий развития бизнеса являются стратегии диверсифицированного роста. Эти стратегии реализуются в том случае, когда организация дальше не может развиваться на рынке с данным продуктом в рамках существующей отрасли.

Основными стратегиями диверсифицированного роста являются следующие: стратегия центрированной диверсификации, базирующаяся на поиске и использовании дополнительных возможностей производства новых продуктов, которые заключены в существующем бизнесе; стратегия горизонтальной диверсификации, предполагающая поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой; стратегия конгломеративной диверсификации, состоящая в том, что компания расширяется за счет производства технологически несвязанных с уже производимыми новыми продуктами, которые реализуются на новых рынках.

Четвертым типом эталонных стратегий развития бизнеса являются стратегии сокращения. Они реализуются, когда компания нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, если наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике

Выделяются четыре типа стратегий целенаправленного сокращения бизнеса: стратегия ликвидации, представляющая собой предельный случай стратегии сокращения и осуществляется, когда компания не может вести дальнейший бизнес; стратегия «сбора урожая», предполагающая отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе; стратегия сокращения, заключающаяся в том, что компания закрывает одно из своих подразделений, чтобы осуществить долгосрочное изменение границ ведения бизнеса; стратегия сокращения расходов, близкая к стратегии сокращения, так как ее основной идеей является поиск возможностей уменьшения издержек и проведение соответствующих мероприятий по сокращению затрат.

В реальной практике компания может одновременно реализовывать несколько стратегий. Такие стратегии называются комбинированными.

Процесс выбора стратегии компании включает в себя уяснение текущей стратегии, проведение анализа портфеля бизнесов, выбор стратегии компании и оценку выбранной стратегии.

Нельзя принимать решения по поводу будущего, не имея четкого представления по поводу того, в каком состоянии находится организация и какие стратегии она реализует. Могут быть использованы различные схемы оценки текущей стратегии.

С помощью анализа портфеля бизнесов могут быть сбалансированы такие важнейшие факторы бизнеса, как риск, поступление денег, обновление и отмирание.

Выбор стратегии компании осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих ее состояние с учетом результатов анализа портфеля бизнесов, а также характера и сущности реализуемых стратегий. Факторами, которые должны быть в первую очередь учтены при выборе стратегии, являются следующие: состояние отрасли и позиция компании в отрасли, цели компании, интересы и отношение высшего руководства, финансовые ресурсы компании, квалификация работников, обязательства компании, степень зависимости от внешней среды, временной фактор должен обязательно приниматься во внимание во всех случаях выбора стратегии.

Оценка выбранной стратегии в основном осуществляется в виде анализа достаточности и точности учета основных факторов, определяющих возможности осуществления стратегии. Процедура оценки выбранной стратегии в конечном счете подчинена одному: приведет ли выбранная стратегия к достижению компанией своих целей. Если стратегия соответствует целям компании, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:

соответствия выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения, соответствия выбранной стратегии потенциалу и возможностям компании, приемлемости риска, заложенного в стратегии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: