Лекция (4 часа). Проблема нормы и патологии в современных науках о человеке

Проблема нормы и патологии в современных науках о человеке. Понятие условной нормы и нормального развития в психологии. Нормальное как общераспространенное и адаптивное. Идеальная норма. Индивидуальная норма. Норма и отклонения в физическом, психическом, моторном и интеллектуальном развитии человека.

Современные представления о сущности феномена нарушенного развития. Понятие «дефект». Общие и специфические закономерности аномального развития. Л.С. Выготский об общем и специфическом в развитии аномального ребенка. Структура аномального развития: первичный дефект и вторичные нарушения. Соотношение первичного дефекта и вторичных нарушений. Зависимость аномального развития от степени, качества и времени возникновения первичного дефекта.

Дизонтогенез как нарушенное (отклоняющееся, аномальное) развитие. Нарушение нормального темпа и сроков психического развития как одно из самых серьезных последствий болезни (или расстройства). Психологические параметры психического дизонтогенеза: функциональная локализация нарушений, время поражения, системное строение дефекта (соотношение и взаимосвязь первичных и вторичных нарушений в развитии), межфункциональные связи нарушений.

Классификация отклонений в развитии. Основы систематики отклоняющегося развития. Ретардация, асинхрония, акселерация. Принцип системного структурнодинамического анализа психического развития как основа психологической квалификации аномального развития. Интегративная классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского как инструмент систематизации многообразия типов, вариантов и форм аномального развития. Аномальное развитие в системе понятий современной международной классификации болезней и международной классификации последствий болезней (нарушения органа или функции, ограничения жизнедеятельности и социальная недостаточность).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: