«Поломка» формы развития: поврежденное развитие (органическая деменция) и дефицитарное развитие (нарушения зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата и др.).
Дефицитарное развитие. Структура дефекта при дефицитарном развитии. Степень тяжести сенсорного дефекта. Основные направления компенсаторных процессов при дефицитарном развитии. Возможности коррекции дефицитарного развития.
Причины и последствия нарушений зрения и способы компенсации. Профилактика нарушений зрения у детей. Педагогическая классификация лиц с недостатками зрения.
Причины нарушения слуха, их диагностика и медицинская реабилитация. Педагогическая классификация лиц с нарушением слуха.
Анатомо-физиологические механизмы речи и основные закономерности ее нормального развития у ребенка. Причины речевых нарушений. Основные виды речевых нарушений: ринофония, дисфония, фоностения, афония, брадилалия, тахилалия, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия, заикание.
Основные причины и проявления нарушений моторного развития у детей и подростков. Общая характеристика нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА).
Повреждённое развитие. Органическая деменция как вариант повреждённого развития. Психоорганический синдром у детей и подростков, его возрастные особенности и проявление. Особенности психического развития людей с текущими нервно-психическими заболеваниями.