Важность представления распространяется и на стиль самого выступления. Например, есть огромное количество творческих возможностей в том, как вы начнете и закончите выступление. Все, что вы делаете, начиная с момента вашего появления перед зрителями, будет либо усиливать, либо ослаблять театральное воздействие. Вы можете появляться, танцуя и играя на ударном инструменте, можете начать с медитативной вокальной импровизации, можете представиться, как это сделала Ева, а затем изобразить скульптуру в одном лице, вы можете использовать любую из бесконечного множества возможностей, выступление при этом плавно перейдет в плейбек-процесс с самого своего начала, одновременно и театрального, и поистине человеческого. (Как-то раз, в дни нашего отважного становления, мы начали выступление с того, что стали переодеваться в театральную одежду прямо на сцене, по двое заходя за экранный щит. Зрители не знали, что и думать, глядя на наше вопиющее безумство. Это, конечно, было драматично, но по размышлении мы поняли, что этот поступок не принес нам никакой пользы.)
|
|
Когда все закончено, манера вашего завершения также поможет подтвердить смысл и достоинство того, чем вы только что поделились со зрителем. И здесь тоже легко провалиться. Но чтобы ни случилось, важно стоять вместе, принимать аплодисменты публики с поклоном, возможно, аплодируя им в ответ, и покидать сцену с присутствием - даже если минутой позже вы вернетесь обратно, чтобы встретиться со зрителями в неформальной обстановке.
(обратно)
РИТУАЛ
В Плейбек-театре ритуал означает повторяющуюся во времени и пространстве структуру, которая обеспечивает стабильность и узнаваемость, внутри которой может содержаться нечто непредсказуемое. Ритуал также помогает вызвать более яркое переживание, которое трансформирует жизнь в театральное искусство.
Ритуальность часто устанавливается еще до начала выступления. Как мы уже знаем, выступления Плейбек-театра зачастую происходят в помещениях, которые не используются в театральных целях. Практическая задача подготовить комнату и сцену, разместить ящики, инструменты и «дерево тканей», поставить два стула для рассказчика и ведущего - это тоже ритуал. Символический процесс временного принятия власти в этой гостиной или другом помещении, где мы находимся, и превращения его в нечто совсем иное - в место, где истории могут быть рассказаны, услышаны и увидены, где людей приглашают побыть друг с другом в совершенно другом качестве. Если мы не ощущаем себя в мире, который подчиняется плейбек-процессу, то мы должны создать такой мир.
|
|
Как только выступление началось, установление ритуала и управление им в первую очередь выполняет ведущий. Он должен полностью осознавать шаманский аспект своей роли и исполнять ее ответственно и артистично.
Одним из инструментов ведущего, служащих для поддержания ритуала, является его выбор манеры речи во время всего выступления, но особенно во время интервью. На одном уровне его речь будет неформальной и разговорной: «Привет, добро пожаловать на стул рассказчика. Вы в первый раз вышли рассказать свою историю?» и т. д. На другом уровне его слова будут формальными, повторяющимися, выбранными очень тщательно и осознанно. Все интервью различны, но многие вопросы ведущего повторяются в каждом случае. Он, скорее всего, поведет интервью в определенном направлении - в направлении своеобразия истории, ее смысла, иногда скрытого, в направлении творческого раскрытия самого рассказчика. В хорошем интервью будет пульсирующий ритм вопросов и ответов, поскольку рассказчик сам присоединяется к ритуалу.
Ведущий, скорее всего, будет повторять некоторые ответы рассказчика, поворачиваясь к актерам и зрителям. «Это история о сновидении, хотя на самом деле я не уверен, что это был сон», - говорит рассказчик. Ведущий поворачивается к зрителям. «Сон, который, возможно, не был сном», - говорит он, немного повышая тон фразы. Ведущий должен убедиться, что всем хорошо слышно, поскольку рассказчик не обязан говорить громко, а также ведущий немедленно усиливает рассказ посредством ритуального элемента повторения.
Когда интервью закончено, последнее указание рассказчику и публике почти всегда бывает: «Смотрим!» - или, если такая фраза кажется слишком обрывочной и командной, то: «Давайте посмотрим!» Добавление этого указания в конце каждого интервью – часть ритуала. Оно служит сигналом к подготовке к последующей сцене для рассказчика, актеров и зрителей. Для рассказчика эта фраза также является прямым свидетельством того, что его активное участие на время завершено.
В последовательности частей разыгрывания истории ритуал тоже играет важную роль. Как мы знаем из главы ««Сцены» и другие формы», действие состоит из пяти этапов. За интервью следует подготовка, в которой очень много ритуального, затем сама сцена, за ней - благодарность и последнее слово рассказчика. Постоянство такой последовательности создает структуру, внутри которой действие может быть вдохновенным. Без этого ритуала из пяти этапов и актеры, и рассказчик, и зрители могут почувствовать смущение и неуверенность.
Существенным элементом ритуала является музыка. Как мы говорили в предыдущей главе, ритуальный эффект музыки в Плейбек-театре связан с ее эстетической, выразительной функцией, но отличается от нее. Я не знаю, связано ли стабилизирующее, облагораживающее влияние музыки с тем, что мы осведомлены о ее использовании в религиозных и гражданских обрядах, или же в самой природе музыки есть нечто облагораживающее, и поэтому мы используем ее в таких церемониях. В любом случае музыка, особенно в начале, при завершении и при переходах значительно усиливает ритуальность момента. В такие минуты музыкант, как и ведущий, сознательно исполняет роль, подобную шаманской.
Освещение сцены - это еще одно дополнение к ритуалу. Свет приглушается - публика стихает, становится более восприимчивой, ожидающей. В течение действия освещение также формирует его художественную структуру. Так же, как и музыка, свет подсказывает: «Смотри внимательно! Это важно!»
Ранее я упоминала детей с эмоциональными расстройствами, которые регулярно приходили на выступления Плейбек-театра и которым всегда не хватало возможностей рассказать свою историю. Чтобы помочь детям справиться со своим разочарованием, когда их не выбирали в качестве рассказчиков, одна из участниц нашей труппы использовала свое положение школьного психолога, чтобы дать им дополнительный шанс и рассказать свою историю. Зайдя в класс, она собирала детей в кружок. Каждый, кто хотел, по очереди рассказывал свою историю. После каждой истории Диана пересказывала ее, добавляя элемент церемонии к своему пересказу. Дети были довольны этим. И хотя это не то же самое, как если бы они видели свои истории разыгранными на сцене, в то же время это отличается и от простого рассказа в частном разговоре. Это включение в ритуал, совсем незначительный, делает рассказ личной истории запоминающимся и приносящим удовольствие.
|
|
(обратно)