Начало и завершение

Важность представления распространяется и на стиль самого выступления. Например, есть огромное количество творческих возможностей в том, как вы начнете и закончите выступление. Все, что вы делаете, начиная с момента вашего появления перед зрителями, будет либо усиливать, либо ослаблять театральное воздействие. Вы можете появляться, танцуя и играя на ударном инструменте, можете начать с медитативной вокальной импровизации, можете представиться, как это сделала Ева, а затем изобразить скульптуру в одном лице, вы можете использовать любую из бесконечного множества возможностей, выступление при этом плавно перейдет в плейбек-процесс с самого своего начала, одновременно и театрального, и поистине человеческого. (Как-то раз, в дни нашего отважного становления, мы начали выступление с того, что стали переодеваться в театральную одежду прямо на сцене, по двое заходя за экранный щит. Зрители не знали, что и думать, глядя на наше вопиющее безумство. Это, конечно, было драматично, но по размышлении мы поняли, что этот поступок не принес нам никакой пользы.)

Когда все закончено, манера вашего завершения также поможет подтвердить смысл и достоинство того, чем вы только что поделились со зрителем. И здесь тоже легко провалиться. Но чтобы ни случилось, важно стоять вместе, принимать аплодисменты публики с поклоном, возможно, аплодируя им в ответ, и покидать сцену с присутствием - даже если минутой позже вы вернетесь обратно, чтобы встретиться со зрителями в неформальной обстановке.

(обратно)

РИТУАЛ

В Плейбек-театре ритуал означает повторяющуюся во времени и пространстве структуру, которая обеспечивает стабильность и узнаваемость, внутри которой может содержаться нечто непредсказуемое. Ритуал также помогает вызвать более яркое переживание, которое трансформирует жизнь в театральное искусство.

Ритуальность часто устанавливается еще до начала выступления. Как мы уже знаем, выступления Плейбек-театра зачастую происходят в помещениях, которые не используются в театральных целях. Практическая задача подготовить комнату и сцену, разместить ящики, инструменты и «дерево тканей», поставить два стула для рассказчика и ведущего - это тоже ритуал. Символический процесс временного принятия власти в этой гостиной или другом помещении, где мы находимся, и превращения его в нечто совсем иное - в место, где истории могут быть рассказаны, услышаны и увидены, где людей приглашают побыть друг с другом в совершенно другом качестве. Если мы не ощущаем себя в мире, который подчиняется плейбек-процессу, то мы должны создать такой мир.

Как только выступление началось, установление ритуала и управление им в первую очередь выполняет ведущий. Он должен полностью осознавать шаманский аспект своей роли и исполнять ее ответственно и артистично.

Одним из инструментов ведущего, служащих для поддержания ритуала, является его выбор манеры речи во время всего выступления, но особенно во время интервью. На одном уровне его речь будет неформальной и разговорной: «Привет, добро пожаловать на стул рассказчика. Вы в первый раз вышли рассказать свою историю?» и т. д. На другом уровне его слова будут формальными, повторяющимися, выбранными очень тщательно и осознанно. Все интервью различны, но многие вопросы ведущего повторяются в каждом случае. Он, скорее всего, поведет интервью в определенном направлении - в направлении своеобразия истории, ее смысла, иногда скрытого, в направлении творческого раскрытия самого рассказчика. В хорошем интервью будет пульсирующий ритм вопросов и ответов, поскольку рассказчик сам присоединяется к ритуалу.

Ведущий, скорее всего, будет повторять некоторые ответы рассказчика, поворачиваясь к актерам и зрителям. «Это история о сновидении, хотя на самом деле я не уверен, что это был сон», - говорит рассказчик. Ведущий поворачивается к зрителям. «Сон, который, возможно, не был сном», - говорит он, немного повышая тон фразы. Ведущий должен убедиться, что всем хорошо слышно, поскольку рассказчик не обязан говорить громко, а также ведущий немедленно усиливает рассказ посредством ритуального элемента повторения.

Когда интервью закончено, последнее указание рассказчику и публике почти всегда бывает: «Смотрим!» - или, если такая фраза кажется слишком обрывочной и командной, то: «Давайте посмотрим!» Добавление этого указания в конце каждого интервью – часть ритуала. Оно служит сигналом к подготовке к последующей сцене для рассказчика, актеров и зрителей. Для рассказчика эта фраза также является прямым свидетельством того, что его активное участие на время завершено.

В последовательности частей разыгрывания истории ритуал тоже играет важную роль. Как мы знаем из главы ««Сцены» и другие формы», действие состоит из пяти этапов. За интервью следует подготовка, в которой очень много ритуального, затем сама сцена, за ней - благодарность и последнее слово рассказчика. Постоянство такой последовательности создает структуру, внутри которой действие может быть вдохновенным. Без этого ритуала из пяти этапов и актеры, и рассказчик, и зрители могут почувствовать смущение и неуверенность.

Существенным элементом ритуала является музыка. Как мы говорили в предыдущей главе, ритуальный эффект музыки в Плейбек-театре связан с ее эстетической, выразительной функцией, но отличается от нее. Я не знаю, связано ли стабилизирующее, облагораживающее влияние музыки с тем, что мы осведомлены о ее использовании в религиозных и гражданских обрядах, или же в самой природе музыки есть нечто облагораживающее, и поэтому мы используем ее в таких церемониях. В любом случае музыка, особенно в начале, при завершении и при переходах значительно усиливает ритуальность момента. В такие минуты музыкант, как и ведущий, сознательно исполняет роль, подобную шаманской.

Освещение сцены - это еще одно дополнение к ритуалу. Свет приглушается - публика стихает, становится более восприимчивой, ожидающей. В течение действия освещение также формирует его художественную структуру. Так же, как и музыка, свет подсказывает: «Смотри внимательно! Это важно!»

Ранее я упоминала детей с эмоциональными расстройствами, которые регулярно приходили на выступления Плейбек-театра и которым всегда не хватало возможностей рассказать свою историю. Чтобы помочь детям справиться со своим разочарованием, когда их не выбирали в качестве рассказчиков, одна из участниц нашей труппы использовала свое положение школьного психолога, чтобы дать им дополнительный шанс и рассказать свою историю. Зайдя в класс, она собирала детей в кружок. Каждый, кто хотел, по очереди рассказывал свою историю. После каждой истории Диана пересказывала ее, добавляя элемент церемонии к своему пересказу. Дети были довольны этим. И хотя это не то же самое, как если бы они видели свои истории разыгранными на сцене, в то же время это отличается и от простого рассказа в частном разговоре. Это включение в ритуал, совсем незначительный, делает рассказ личной истории запоминающимся и приносящим удовольствие.

(обратно)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: