В.Белл, Р.Хилл и С.Миллз рассматривали четыре типа лидеров:
-- «формальный» (на официальных постах);
-- «известный» (считается что имеет влияние в обществе);
-- «влиятельный» (реально оказывающий влияние); и
-- «общественный» (активно участвует в самодеятельных организациях).
М.Конвей, рассматривая лидера в факторе феномена толпы, выделял три лидерские роли:
-- «вожак толпы» (реальный вождь толпы, гипнотизирующий ее своей личностью);
-- «представитель толпы» (выражает известные устоявшиеся «правильные» мнения народа);
-- «толкователь мнений» (выражает скрытые страхи и переживания толпы).
Макс Вебер выделял три типа легитимности лидерства:
-- «Легальная легитимность» (вера в право занимать лидером соответствующий руководящий пост; подобная вера базируется на бюрократических устоях общества, держится на страхе перед властью перед теми, кто назначил такого лидера на пост, и на тех атрибутах власти, которыми себя окружает такой лидер);
-- «Традиционная легитимность» (например, власть монарха);
|
|
-- «Харизматическая легитимность» (подчинение харизме[12] лидера и исключительному влиянию, оказываемому вследствие этого лидером на других индивидов).
Современные типологии лидерства.
В настоящее время выделяют следующие типологии лидерства[13]:
Западные:
1) Психопатологическая типология Г.Лассуэлла.
2) Типология политических лидеров Д.Рисмана.
3) Типология «макиавеллистской личности».
4) Типология президентов Дж.Барбера.
5) Типология Д. Варне.
Отечественные:
1) Психиатрический подход.
2) Клинико-психологический подход к типологии лидерства.
3) Тестологический подход.
4) Психо-семантический подход.
5) Соционический подход.
Кратко рассмотрим соответствующие типологии лидерства.
Западные.
1) Психопатологическая типология Г.Лассуэлла.
Г.Лассуэлл рассматривал роль становления лидеров в направлении движения бессознательных факторов поведения в критических ситуациях каждого из обозначенных им трех типов: «агитатора», «администратора», «теоретика».
-- «Агитатор».
Г.Лассуэлл считал, что с психоаналитической точки зрения подобный тип лидерства является нарциссическим. Функция подобных лидеров – убеждение общества в собственной позиции в отношении того или иного вопроса.
-- «Администратор».
В отличие от «агитаторов», влияние подобного типа распространяется на конкретную целевую аудиторию. Внешне они хладнокровны и независимы.
-- «Теоретик».
Стремятся к абстракции, их привлекают больше идеи, чем сами действия (действия – как реальное воплощение идей). Это теоретики. Абстракции таким лидерам необходимы для отыгрывания собственных эмоциональных состояний. Обычно такие лидеры характеризуются высоким развитием интеллекта.
|
|
2) Типология политических лидеров Д.Рисмана.
По мнению Д.Рисмана характер определяется типом общества. Он выделял три типа характера-общества.
-- «Безразличный» (сознательно и бессознательно дистанцируется от руководства, не стремятся к абсолютной власти);
-- «Морализатор» (лидер, чрезмерно эмоционально реагирующий на какую-либо ситуацию, не сдерживающий себя в проявлении эмоций);
-- «Внутренний наблюдатель» (контролирующий эмоции человек, стремящийся войти в суть проблемы или вопроса, но не показывающий вида, если не может управлять какой-либо ситуацией, реалист).
3) Типология «макиавеллистской личности».
Выстроенная учеными Р.Кристи и Ф.Гайсом шкала «макиавеллистской личности» выделяющая два типа подобной личности с высоким (оказывает сопротивление социальному влиянию) и низким (восприимчив к социальному влиянию) МАК-коэффициентом.
4) Типология президентов Дж.Барбера.
Дж. Барбер рассмотрел типологию президентов США и выделял три типа индивидуального стиля лидерства:
-- индивидуальный (привычный способ исполнения политической роли),
-- взгляд на мир (личностно-психологическое восприятие президентом действительности),
-- характер (жизненная ориентация).
Согласно Дж.Барберу, на личность президента дополнительно влияют два аспекта политической ситуации:
--характер властных отношений (система власти)
и
-- т.н. «климат ожиданий» (основные нужды и требования граждан, обращенные к президенту).
Дж. Барбер выделял три типа ожиданий:
а) Народ нуждается в уверенности, что все будет хорошо, и президент обо всем позаботится.
б) Народу нужно ощущение прогресса и динамики.
в) Народу необходима президентская легитимность.
Кроме того Дж. Барбер выделял четыре типа президентского характера:
-- Активный-позитивный тип (стремится к постоянному развитию, испытывает удовлетворение от работы, активно претворяет собственные решения в жизнь);
-- Активный-негативный тип (непостоянен и непоследователен, ищет спасения от внутреннего беспокойства и тревоги в чрезмерной работе, амбициозен и стремится к власти);
-- Пассивный-позитивный тип (низкая самооценка, стремление получить поддержку-одобрение у других, ложный – психологическо-вынужденный -- оптимизм);
-- Пассивный-негативный тип (характеризуется бегством от проблем, низкую самооценку компенсирует чувством долга, склонен к неопределенности, адаптирован к различным неполитическим ролям).
5) Типология Д.Варне.
Д.Варне различал два типа взаимоотношений между лидерами и ведомыми: «трансформационное» и «трансдейственное».
«Трансформационное лидерство» --динамический тип лидерства, характеризующийся тем, что в результате взаимодействия индивиды мотивируют друг друга, поднимаясь на более высокий социальный уровень. Лидер в таком случае формирует мотивы, ценности и цели ведомых, а те, в свою очередь, начинают действовать активнее и результативнее.
Д.Варне различал четыре вида трансформационного лидерства:
-- Интеллектуальное лидерство (возникает и реализуется внутри общества, в соответствии с его условиями, требованиями, и необходимостью их реализации, выполнения);
-- Реформаторское лидерство (преобразовывают существующие институты власти в результате осуществляемых ими реформ);
-- Революционное лидерство (преданность делу, идеалам, стремление к переустройству общества);
-- Героическое лидерство (исключительная вера в лидера, в его качество, легитимность власти, умение преодолевать трудности, разрешать кризисы и т.п.).
«Трансдейственное лидерство» -- напоминает сделку, возникает тогда, когда один человек проявляет инициативу в контактах с другими в целях обмена ценностями (экономическими, политическими, психологическими и т. д.), прекращается в случае достижения результатов.
|
|
Д.Варне рассматривал пять типов подобного лидерства:
-- Лидерство мнений (мобилизация мнений через обращение к желаниям и потребностям граждан, реализация подобных потребностей в результате власти);
-- Групповое лидерство (происходит совместная и взаимодополняемая деятельность
группы и лидеров; лидер помогает понять группе ее потребности, и тем самым становится незаменим);
-- Партийное лидерство (стремление лидера задействовать различные ресурсы – социальные, экономические, психологические – для реализации потребностей и ожиданий группы);
-- Законодательное лидерство (функции мониторинга действий группы и лидера. На этом этапе Д.Варне выделял такие подразделы законодательного лидерства и дополнительных ролей лидеров, как:
а) идеолог — стремится оказать воздействие как бы наверняка – на избирательную и небольшую группу, о которой заранее знает, что она поддержит его выступление;
б) трибун — местечковый лидер, считающий что знает чаяния жителей своего района, и поэтому охотно представляет их интересы;
в) карьерист — использует любые способы для поднятия вверх по карьерной лестнице;
г) парламентарий — стремится сочетать роль эксперта в области парламентских процедур с желанием сохранить парламентский институт в целом;
д) брокер — выполняет роль посредника в трениях между законодателями;
е) стратег — лидер мыслящий масштабными категориями (например -- работа над партийной программой и т.п.);
ж) политолог — концентрирует внимание на какой-либо проблеме.
-- Исполнительное лидерство (представлен почти исключительно харизмой самого лидера, его талантом, способностями, и проч.)
Отечественные типологии лидерства.
1) Психиатрический подход.
Используя психиатрическую терминологию, Е.Коблянская и Е.Лабковская описали проявление стиля лидерства в экстремальных ситуациях.
Подобный стиль определяют пять параметров:
-- темперамент (в т.ч. и черты характера, поведенческое отреагирование и проч.),
|
|
-- когнитивные процессы (индивидуальные особенности лидера, проявляющиеся в способности работы с информацией),
-- подход к управлению (позиционирование лидера как руководителя);
-- личная модель лидерства (лидерство на собственном примере);
-- общение с народом (с публикой, избирателями, и т.п.).
Выделяют пять стилей индивидуального поведения:
-- Параноидальный стиль (подозрительность, недоверие к другим);
-- Демонстративный стиль (показной артистизм);
-- Компульсивный стиль (желание все сделать наилучшим образом, стремление действовать исключительно по разработанному плану; вызывание тревоги и беспокойства, когда что-то нарушает привычный ход вещей);
-- Депрессивный стиль (пессимистично настроенный политик);
-- Шизоидный стиль (выражен уход от решения вопросов; стремление выступать в роли стороннего наблюдателя за событиями).
2) Клинико-психологический подход к типологии лидерства.
М.Глобот описала типы политиков, используя терминологию «пограничных» состояний личности, акцентуированных черт характера и индивидуальных особенностей (истерики, параноики, эгоисты, альтруисты и т. д.).
3) Тестологический подход.
Основан на тесте цветовых предпочтений Люшера (синий цвет предпочитают те, кто стремится к надежности и работе в команде, зеленый – цвет индивидов с хорошей эмоциональной памятью, красный цвет — агрессия, желтый — оптимизм и фантазия, и проч.).
4) Психо-семантический подход.
В.Петренко, О.Митина и И.Шевчук выделили три фактора оценки лидеров:
-- популярность (способность решать проблемы, жертвовать своими интересами ради общественных, и т.п.),
-- фактор предпочтения свободного рынка или плановой экономики (включает шкалы-позиции: сторонник свободного рынка; сторонник демократических преобразований; сторонник позитивного отношения к религии; сторонник плановой экономики; ставленник мафиозных структур), и
-- фактор авторитаризма.
5) Соционический подход.
Согласно этому подходу, как отмечает Д.В.Ольшанский (2002), существуют 16 психологических типов, которыми исчерпываются все возможные разновидности людей и описываются их возможности.
Эти 16 типов разбиты на четыре четверки — «квадры».
Каждая «квадра» — «психологическая семья», в которой каждому из четырех типов отводится свое место, и все со всеми находятся в теплых, дружелюбных отношениях.
В каждой «квадре» особая атмосфера, свой стиль общения, свой дух.
«Квадра» — психологическое убежище от невзгод социума, способное утешить, дать смысл и цель жизни и доказать, что ты ценен, нужен и не одинок.
«Квадра» — особая группа, формирующаяся на принципах взаимодополняемости ее членов.
Согласно соционическому подходу политика является отражением динамики смены доминирования групп («квадр») на общественно-политической арене.
«Квадры» существуют в обществе все одновременно, но выполняют разные функции.
Периодически к власти приходит та или иная «квадра» — и тогда происходят перемены.
В «альфа-квадре» обычно рождаются, но не реализуются идеи.
Идеи реализуются в «бета-квадре», где вместо интеллектуалов берут верх сильные люди, способные сплотить всех во имя достижения реальной цели.
«Гамма-квадрат — группа реформаторов, обычно подвергающих переоценке достижения своих предшественников. Как правило, этой «квадре» особенно свойственны либеральные идеи равных возможностей, конкурентности и экономического процветания.
«Дельта-квадра» — группа, где ценятся традиции, гуманизм, экологическое равновесие, комфорт, поиск баланса между индивидом и обществом.
Согласно соционики, идея коммунизма, как и положено всякой идее, вызрела в «альфа-квадре» (в нее входили явно близкие по типу К.Маркс, Ф.Энгельс, все социалисты-утописты и поздние теоретики — Г.Плеханов, Мартов, Каутский).
Однако ничего практического они сделать не могли.
Воплощать в жизнь идею коммунизма выпало революционерам-практикам из «бета-квадры», в которую входили такие близкие по психотипу люди, как Л.Троцкий, В.Ленин, И.Сталин, Г.Зиновьев, Л.Каменев, Ф.Дзержинский, весь ленинский ЦК.
«Бета-квадре» свойствен тоталитарный и жестко иерархический стиль управления: вождь, масса, плюс идеология (коммунизм). Эта жесткая структура, которая базируется на централизме. Собственность обобществляется и управляется централизованно. Командно-административное строение общества и потребность во враге для поддержания постоянной мобилизованности со временем приводят к поиску внутренних врагов, по мере истребления внешних.
Затем, начиная с Н.С.Хрущева и с Л.И.Брежнева, пришла «гамма-квадра»: М.С.Горбачев и Б.Н.Ельцин. Начался отход от прежних целей, отступление от «восточных» ценностей в пользу более «западных». Поэтика героизма и патриотизма («бета-ценности») сменилась на индивидуальные ценностные ориентации. Теоретически, на смену «гамма-квадре» должны придти «успокоители» и «гуманизаторы» из «дельта-квадры». Однако В.В.Путин — типичный представитель «бета-квадры». Соционики объясняют это тем, что «альфа» и «дельта-квадры» принципиально не способны на первые роли в политике — не хватает «силы воли». И люди типа А.Собчака или Г.Явлинского (представители «дельта-квадры») не способны занимать «кресло № 1». Как, впрочем, не способны к этому были ни Т.Компанелла, ни К.Маркс. Реальные политические действия возможны только по направлениям «бета» или «гамма». «Альфа» и «дельта»-квадры осуществляют необходимую, но не первостепенную роль идейно-ценностного обеспечения. Исторический опыт показывает: в абсолютном большинстве случаев власть принадлежала представителям «бета» или «гамма»-квадр».
Рассматривая вопрос власти и властных отношений, мы должны говорить и о том, что желание или нежелание обладания властью зависит от психического уклада того или иного индивида, зависит от неврастеничности психики. Кроме того, не всякий желает оказаться наделенным властью потому, что любая власть – это ответственность за судьбы доверивших власть людей. А ответственность вызывает различные проявления пограничной симптоматики.
При этом было бы не верным говорить, что во власть идут исключительно психопатологические личности. Хотя и определенное количество индивидов, наделенных властными полномочиями, отыгрывают в процессе работы симптоматику присущих им психических заболеваний.
Тема 6: Основы массовых коммуникаций
«Коммуникационный процесс – это всегда суггестия, внушение, которому в большей или меньшей степени противостоит контрсуггестия (контрвнушение)…»
Л.П.Гримак
1. Понятие, цели и функции, типология коммуникации.
-- Понятие коммуникации;
-- Цели и функции коммуникации;
-- Базовые биологические потребности по А.Маслоу.
-- Виды коммуникации.
2. Групповая коммуникация.
-- Основные типы групп.
-- Характеристики группы.
-- Основные цели объединения в группы.
-- Стадии коммуникативных процессов в становлении группы.
-- Управление группой.
-- Типы лидеров.
-- Правила коммуникативного поведения в группе.
3. Массовая коммуникация.
-- Массовая коммуникация: определение.
-- Модели массовой коммуникации.
4. Межличностная коммуникация.
-- Понятие межличностной коммуникации.
-- Функции межличностной коммуникации.
-- Модели межличностной коммуникации.
-- Характеристики основных типов коммуникантов.
-- Коллектив.
-- Критерии эффективности групповой деятельности.
-- Преимущества стилей руководства в зависимости от характера групп.
-- Формы организации групп.
-- Процесс принятия групповых решений.
5. Средства массовой коммуникации (СМК) и информации (СМИ).
--Понятие СМК и СМИ.
-- Виды СМК (СМИ).
-- Условия функционирования средств массовой коммуникации.
-- Теории средств массовой коммуникации (зарубежные; отечественные).
-- Функции СМК.
--Модели СМК.
-- Особенности восприятия при подготовке информации СМИ.
--Факторы воздействия массовой коммуникации.
-- История развития СМК и СМИ (краткий обзор).
-- Будущее СМК и СМИ.
Рассмотрим что такое коммуникация.
Коммуникация в переводе с латинского означает общение.
Коммуникация -- обмен мыслями, чувствами, знаниями и проч., между индивидами.
Коммуникации – процесс кодирования и передачи информации от источника к получателю сообщения.
Коммуникация происходит не только в человеческих социальных системах. Определенного рода коммуникация характерна для животных (брачные танцы птиц, язык пчел и др.), и для механизмов (трубопроводы, транспорт, телеграфные и телефонные сигналы, взаимосвязь компьютеров в интернете и т.п.).
Цель коммуникации – передача сообщения.
Коммуникация может происходить не только в процессе общения через слова, но так же с помощью дорожных знаков, телетекста, книг, фильма, и т.п.
Основная причина коммуникации – соответствующие потребности человека.
Согласно А.Маслоу (1999) существуют базовые биологические потребности, и потребности самореализации личности:
1) физиологические потребности (пища, питье, секс);
2) нужды безопасности (крыша над головой, одежда, чувство безопасности);
3) потребности взаимоотношений (любовь, дружба, семья, принадлежность к группе людей);
4) необходимость уважения (самоуважение, признание, власть); 5) необходимость самореализации (быть самим собой, самовыражение).
Типология коммуникации.
Существуют следующие формы коммуникации -- письменная, устная, визуальная и т.п.
Средства коммуникации -- объединяют различные формы коммуникации. Например, телевидение и кино использует слова устного языка, картинки, музыку; газета – слова письменного языка, шрифты, иллюстрации и т.п.
Формы и средства коммуникации являются «продолжением человеческого тела», дополняя и усиливая функции зрения и слуха. Например, громкоговоритель усиливает голос, сокращая расстояние между коммуникантами.
Средства коммуникации могут быть использованы как преднамеренно, так и непреднамеренно (напр., мимика).
Виды коммуникации:
1) интраперсональная коммуникация (разговор с самим собой);
2) межличностная коммуникация (участвуют, как правило, двое коммуникантов, но есть варианты постороннего наблюдателя, напр. коммуникации на фоне свидетелей в толпе, в ресторане и т.п.);
3) групповая коммуникация (внутри группы, между группами, индивид – группа);
4) массовая коммуникация (в случае если сообщение получает или использует большое количество людей (телевидение, радио, интернет, т.п.).
Дополнительные разновидности коммуникации:
а) межкультурная (коммуникация как между народами-носителями различных языков и коммуникативных культур, или между государствами),
б) межличностная (между отдельными представителями народов или государств),
в) организационная (коммуникация в деловой и производственной сфере, включающая межличностную, групповую и личностно-групповую).
Свойство индивидов – объединяться в группы или массы.
Основные признаки групп:
1) общие интересы членов группы;
2) коммуникация между членами.
Основные типы групп -- семейные, неформальные, формальные.
1) Семейная группа -- это недобровольная (родителей не выбирают), долгосрочная группа с разнообразными общими интересами (кровные связи, кровные узы, кровная месть).
2) Неформальная группа -- дружеская группа, добровольная, необязательно долгосрочная.
3) Формальная группа -- это как добровольная (кружки и клубы), так и недобровольная (школа, армия) группа, с установленным сроком и условиями членства, установленной структурой и взаимоотношениями между членами, установленными целями и задачами.
Помимо уставных задач формальные группы могут выполнять и неуставные (совместные вечеринки и поездки на природу); социальная защита членов группы (медицинская и юридическая помощь, детские сады и дома отдыха); развитие личности и создание имиджа.
Характеристики группы:
1) взаимоотношения и коммуникация между членами (взаимоотношения могут быть хорошими, конкурентными, враждебными);
2) общепризнанные для членов цели, интересы и задачи (без коммуникации общие цели не создают группы, например, толпа на автобусной остановке);
3) общепринятая для членов система ценностей и норм поведения (Устав караульной службы, Устав КПСС);
4) выработанный членами группы набор поведенческих ролей и моделей коммуникативного поведения в определенной ситуации (например, на собрании: председатель, секретарь, президиум).
В рамках группы каждый из членов обладает определенным статусом (начальник – подчиненный, лидер – ведомый, и т.п.).
Роль каждого члена группы может поддерживаться дополнительно вербальными и невербальными маркерами (армия, королевство и т.п.).
Основные цели объединения в группы:
1) Достижение общей цели или сопротивление общей угрозе (объединяться за или против);
2) Получение ощущения принадлежности (собственной нужности и полезности) и безопасности.
Дополнительное преимущество членства в группе -- легкость коммуникации с себе подобными.
Коммуникативные процессы в становлении группы проходят четыре стадии: (Б.Такман, 2002)
1) стадия формирования (выделение лидера, постановка задач, правил общения),
2) стадия протеста (конфликт индивидов и подгрупп, неприятие лидера и установок),
3) стадия нормоустановления (появление стабильной структуры группы, ее норм, взаимная притирка членов),
4) стадия сотрудничества (преодоление межличностных трений, решение общих задач).
Основа формирования группы – взаимная уступка (по Матуране).
Управление группой осуществляется через лидеров. Лидером является член группы, чей авторитет, власть, полномочия добровольно признаются остальными членами группы. Лидер обладает неформальной властью в группе, в отличие от официального руководителя. В одной группе могут быть несколько лидеров.
Типы лидеров:
1) авторитарный (по отношению к подчиненным: властность, единоличное принятие решений, навязывание другим своего мнение, использование приказов и подчинений как основных методов работы).
2) демократический (уважение к подчиненным, признание права других на свое мнение, общение с подчиненными как с равными, обращение к другим – с просьбами, а не приказами).
3) либеральный (предоставление подчиненным полной свободы действий, отсутствие контроля, подчиненные наделяются полномочиями и принятиями любых решений (вплоть до снятия лидерства лидера).
4) бюрократический (власть и авторитет поддерживается бюрократическими методами).
5) лидер мнений – человек, к мнению которого больше всего прислушиваются остальные.
6) номинальный лидер – человек, который возглавляет группу лишь формально, но к его мнению не прислушиваются.
7) лидер, ориентированный на людей – лидер, для которого главным в деятельности является благополучие составляющих группу людей.
8) лидер, ориентированный на работу – лидер, для которого главным в руководстве группой является решение стоящей перед группой задачи.
9) харизматический лидер – лидер, наделенный от природы лидерскими качествами.
10) ситуационный лидер – лидер, становящийся таковым на время, в зависимости от сложившихся обстоятельств.
Традиционно принято различать три основных стиля лидерства: авторитарный, демократический и либеральный. В последнее время стали различать -- комбинированный и гибкий.
Комбинированный лидер – лидер, использующий в руководстве группой элементы трех основных стилей лидерства (авторитарный, демократический, либеральный).
Гибкий лидер – лидер, использующий комбинацию трех основных стилей руководства, но все время – в зависимости от обстоятельств – преобладает какой-то один.
Коммуникация в группе может делиться на информативную (обмен информацией между членами группы) и конститутивную (направленную на поддержание отношений).
Правила коммуникативного поведения в группе включают:
1) Взаимное признание статусов участников группы;
2) Публичная оценка достижения других;
3) Умение вовремя разрядить обстановку (шутка, анекдот);
4) Умение выразить согласие с групповыми идеями, действиями и решениями.
5) Умение предложить нужную информацию и идеи группе;
6) Умение оценить предложенные идеи и информацию так, чтобы не обидеть другого).
7) Умение призывать других высказывать свое мнение и давать необходимую информацию;
8) Умение интегрировать различные идеи и информацию;
9) Умение предложить план совместных действий.
Тональность высказываний может быть различна, но предпочтителен демократический, совещательный тон, хотя в некоторых случаях люди даже ждут того, чтобы ими управляли, и приветствуют диктаторские манеры.
Массовая коммуникация — процесс распространения информации с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие рассредоточенные аудитории. (Б.Фирсов)
Массовая коммуникация – это систематическое распространение сообщений среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на взгляды и поведение людей.
Модели массовой коммуникации.
Модель Лассуэлла: «кто, что сказал, посредством какого канала коммуникации, кому, с каким результатом».
Межличностная коммуникация -- процесс передачи информации неким источником -- конкретному объекту.
Функции межличностной коммуникации:
1) Информационная.
Обмен между людьми информацией.
2) Социальная.
Формирование мнений на события.
3) Экспрессивная.
Проявляется в выражении чувств и эмоций в процессе коммуникации через вербальные и невербальные средства.
4) Прагматическая.
Координирует совместные действия участников коммуникации и заключается как к побуждению партнера к выполнению какого-то действия, так и к запрещению каких-то поступков.
5) Интерпретативная.
Служит для понимания своего партнера по коммуникации. Используется для передачи конкретных оценок, мнений, суждений и т.д.
Все функции тесно связаны между собой и присутствуют в в любом виде коммуникации.
Структурные и описательные модели межличностной коммуникации.
В структурных моделях в качестве обязательных компонентов обычно выделяются следующие:
1) кто передает информацию (отправитель);
2) что передается (содержание информации);
3) кому передается информация (получатель);
4) каким способом передается информация (канал);
5) обратная связь (непосредственная или опосредованная).
В описательных моделях выделяются еще два компонента — результативность коммуникации и ее ситуативная обусловленность (окружение, число участников, временные и пространственные характеристики и т.п.).
Характеристики основных типов коммуникантов:
А) Доминантный коммуникант (стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие).
Б) Мобильный коммуникант (легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения).
В) Ригидный коммуникант (испытывает трудности при начальной фазе установления контакта, затем четок и логичен).
Г) Интровертный коммуникант (не стремиться владеть инициативой, отдает ее, застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения).
Коллектив -- малая группа, в которой сложилась система деловых и личных взаимоотношений. (Такие отношения определяются через понятия ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информированности (Р. С. Немов, 1999)).
Ответственность -- добровольное принятие членами коллектива на себя обязательств за судьбу каждого человека.
Открытость -- способность устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения с другими коллективами.
Коллективизм -- забота членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает коллектив.