Нагнетание страха

Бабушка внуку: "Не делай этого! А то Баба-Яга заберет!" Манипулятивность подобных приемов объясняется двояко. Во-первых, односторонним выигрышем взрослого: облегчается управление ребенком — не надо мучить себя мыслями, как убедить его, тратить время на убеждение.

С другой стороны, подобные методы, безусловно, вредны для ребенка. Пока он верит, это вызывает у него всевозможные фобии (страхи) — темноты например. Могут сниться страшные сны и т. п. Когда же он поймет манипулятивный характер подобных приемов, то сам возьмет их на вооружение. Угрозы ребенка, подростка: "Брошу школу", "Убегу из дома" — это плата старшим той же монетой.

Откладывание ответа

Часто взрослые, не желая по каким-либо причинам отвечать на вопрос ребенка, говорят, что ответят потом. Мишенью воздействия здесь является короткая память детей — они живут данным моментом. Приманка в этом случае — обещание. Но "и на старуху бывает проруха".

Внучек, засыпая, спрашивает:

— Бабушка, а откуда дети берутся?

— Ну, это длинная история, я тебе потом расскажу.

— Ну бабушка, ну хотя бы самое начало!

Злоупотребление запретами

Цель запретов — вызвать чувство вины у желающего нарушить запрет. Запреты, не идущие на благо ребенку, носят манипулятивный характер: взрослые получают одностороннее преимущество, используя власть для облегчения управления ребенком. Однако непосредственность детей нередко опрокидывает хитроумные построения взрослых.

Девочка в гостях просит добавки. Хозяйка замечает:

— Милая девочка, разве мама не говорила тебе, что хорошо воспитанные дети добавки не просят?

— Конечно, говорила, но она же не знала, что вы нарежете торт такими маленькими кусочками.

Мишенью воздействия хозяйка избрала чувство вины ребенка за нарушение «норм» поведения детей. Девочка переадресовала упрек самой хозяйке (контрманипуляция). Каждая сторона осуществляла при этом скрытую трансакцию Р<->Д (моральные требования, адресованные к чувству вины). Трансактная схема представлена на рис. 57.

Рис. 57


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: