Октант | Аспект | ||
I | II | III | |
Я (самооценка) | Учащиеся обо мне (предсказания педагога) | Учащиеся о педагоге (реальный опрос учащихся) | |
1. Лидерство — властность | |||
2. Уверенность в себе — самоуверенность | |||
3. Требовательность — непримиримость | |||
4. Скептицизм — упрямство | |||
5. Уступчивость — кротость | |||
6. Доверчивость — послушание | |||
7. Добросердечие ¾ несамостоятельность | |||
8. Отзывчивость — бескорыстие |
2. Допустим, что по третьему октанту (требовательность) вы получили 10 баллов по I аспекту (самооценка) и 5 баллов по III аспекту. Таким образом, вы считаете себя очень требовательным педагогом, подчас даже слишком, и, возможно, нередко задумываетесь о педагогической целесообразности столь высокого уровня требовательности. Учащиеся же полагают, что именно такой уровень требовательности с вашей стороны оптимален. Очевидно, при таком соотношении баллов у педагогов нет повода для беспокойства, и вряд ли стоит терзаться мыслями об излишней требовательности с вашей стороны.
|
|
Однако заметим, что рассмотренная здесь ситуация — скорее гипотетическая, чем реальная. Многочисленные эмпирические исследования (в том числе и наши собственные) свидетельствуют, что чаще встречается обратная ситуация: педагог считает себя недостаточно требовательным, в то время как учащиеся уверены в неоправданно высокой требовательности с его стороны. Конечно, и здесь — в каждом конкретном случае — вам придется делать вывод самому. Но при этом желательно помнить, что, будучи снисходительным к себе, человек обычно переносит нереализованный потенциал своей требовательности на окружающих, в особенности — занимающих подчиненное положение.