Анализируя некоторые психологические особенности и возможности телевизионной и радиорекламы, американские психологи Ч. Сэндидж, В. Фрайбургер и К. Ротцолл утверждают, что телевидение и радио предоставляют рекламодателю уникальные возможности планирования и претворения в жизнь аффективной рекламной стратегии.
Телевидение и радио позволяют рекламодателю контролировать, когда именно будет получено его обращение – не просто в какой день недели, а в какой час и какую минуту его увидят или услышат. Это дает возможность выбирать конкретную аудиторию, «подключаться» к новостям, сводкам погоды и прочим рубрикам программы дня. С технической точки зрения, рекламодатель получает контроль над скоростью передачи своего обращения. Диктор может читать текст быстрее или медленнее, что-то повторить, чтобы выделить или для лучшей запоминаемости.
По сравнению с другими средствами рекламы телевидение и радио имеют более личностный характер. Они передают теплоту человеческого голоса, эмоции. Телевидение – помимо личностного фактора – обладает еще и возможностью продемонстрировать рекламируемые товары в действии. Благодаря изображению, звуку, движению и цвету, отмечают исследователи, телевидение обеспечивает высокую степень вовлечения зрителя в происходящее на экране.
По мнению ряда отечественных специалистов в области психологии телевизионной коммуникации, телевидение как средство коммуникации порождает символическую реальность, которая, «переступив» через экран, становится фактом субъективной реальности человека и создает ситуацию – «рядом, но не вместе».
Одна из основных психологических проблем это задача влияния телевидения и телевизионной рекламы на зрителей, на изменения, которые под их воздействием происходят в структуре личности и общества. Проблема, состоит в том, что средства массовой информации чаще всего не пытаются специально стимулировать, например, насилие, агрессию или самоубийства. Однако большинство людей воспринимают увиденное на экране как руководство к действиям.
Другая важная психологическая проблема, требующая детального изучения, – это влияние телевидения на детей. Многие телевизионные ролики, как в нашей стране, так и за рубежом, ориентированы, прежде всего, на детей. Делается это для того, чтобы заставить их требовать понравившиеся товары от родителей. Эта тактика оказывается успешной. Как показывает опрос матерей более 90% детей дошкольного возраста после просмотра рекламы обязательно просили купить игрушки и продукты питания, рекламу которых они видели по телевизору. Почти две трети опрошенных матерей сообщили, что слышали, как их дети (начиная с трехлетнего возраста!) напевают музыкальные фрагменты, сопровождавшие известные рекламные клипы.