Разработка крупных карьеров, обладающих большими запасами полезного ископаемого, сопровождается целым рядом технологических особенностей. При составлении технического проекта разработки месторождения стремятся установить конечный контур карьера, внутри которого проектируются гарные работы с постоянными на весь период эксплуатации параметрами.
Фактически на большинстве карьеров с течением времени изменяются параметры системы разработки, горнотранспортное оборудование и схемы вскрытия месторождений. Совершенствование технологии добычи и переработки руды, а также доразведка месторождений приводят к неоднократным расширениям контуров и другим видам реконструкции карьеров. В результате реконструкции карьер вступает в новый этап развития, который по своим параметрам намного отличается от принятых в первоначальном проекте.
Вместе с тем под влиянием технического прогресса происходит ежегодное увеличение производительности труда и снижение эксплуатационных расходов [57, 58, 59]. Это вызывает естественное желание уменьшить объемы горнокапитальных и вскрышных работ в первоначальные периоды эксплуатации карьеров. Для уменьшения затрат целесообразно планировать открытую разработку месторождений по этапам с установлением промежуточных контуров.
|
|
В 1945 г. выемка вскрыши по этапам была осуществлена по предложению А. Н. Шилина и других при разработке Сибайского месторождения. Предложенная схема оказалась весьма экономичной, поэтому институтом Унипромедь способ разделения карьера на очереди был применен в проектах Зыряновского, Учалинского и некоторых других карьеров [63].
В. В. Ржевский при исследовании режима горных работ на карьерах сформулировал основные принципы разработки месторождений да этапам следующим образом: «Для уменьшения объемов работ на первый период принято решение об организации карьеров первой очереди. С этой целью, установив конечные контуры карьера, горные работы первые 15—20 лет развиваются в пределах условно принятых промежуточных контуров с меньшим средним коэффициентом вскрыши. В последующем, когда годовые объемы вскрышных работ по карьеру первой очереди начинают уменьшаться, приступают к ведению горных работ до конечных контуров. За счет этого достигается нужная степень усреднения годовых объемов вскрышных работ» сокращаются сроки и стоимость строительства карьеров»[43]:
Акад. Н. В. Мельников, освещая основные направления в развитии открытого способа разработки, подчеркивал экономическую целесообразность и технологическую необходимость этапов, обоснованную практикой работы уральских карьеров [29]. «Возможность разработки месторождений отдельными этапами, — отмечал Н. В. Мельников, — имеет принципиальное значение, так как уменьшает объем горнокапитальных работ; обеспечивает равномерное распределение объемов горных работ в каждом периоде и позволяет отнести выполнение необходимых объемов по вскрыше на наиболее благоприятные периоды существования предприятий на базе новой техники». На необходимость и экономическую целесообразность разработки крупных карьеров этапами указывает Н. В. Мельников в своих более поздних работах [30, 31].
|
|
Проф. А. И. Арсентьев, занимаясь исследованием режима горных работ на карьерах, пришел к выводу о том, что «с целью повышения эффективности открытой разработки крупных месторождений целесообразно разбить всю работу карьера на несколько очередей (этапов). Контуры карьера I очереди должны обеспечить переход горных работ в контуры карьера II очереди» [2]. Отмечая, что разделение карьера на очереди отработки связано с объемом капитальных вложений и усреднением коэффициента вскрыши, А. И. Арсентьев рассмотрел два случая:
1) когда для перехода к работе карьера на следующем этапе требуется только добавление основного горнотранспортного оборудования без горнокапитальных работ;
2) когда переход на следующий этап работы карьера связан с реконструкцией карьера и производством горнокапитальных работ.
А. И. Арсентьев и С. Я. Арсеньев [3] рассмотрели схему разработки крупного месторождения по этапам как один из способов усреднения эксплуатационного коэффициента вскрыши. Сущность предлагаемого метода заключается в том, что внутри конечного контура карьера намечается промежуточная граница, на которой оставляются транспортные бермы. Когда объемы вскрышных работ в промежуточных контурах начинают снижаться, начинается разнос временного нерабочего борта до конечных контуров карьера. Причем понижение горных работ при разносе этого борта должно быть более интенсивным, чтобы обеспечить бесперебойную работу карьера по добыче руды и своевременный выход горных работ па конечные контуры карьера. Разработанный принцип расчета высоты временного нерабочего борта и рационального периода консервации вскрыши проверен на примере разделения Николаевского месторождения на этапы разработки.
Проф. В. С. Хохряков на основании изучения динамики технико-экономических показателей карьеров рассмотрел основные вопросы технологии разработки месторождений этапами [57,. 60]. Исходя из положений, что «...возрастающий график вскрышных работ является более экономичным, чем усредненный..», и что «...производительность карьера по добыче полезного ископаемого также должна быть, как правило, возрастающая непрерывно или ступенями», В. С. Хохряков сформулировал основные принципы рационального календарного плана вскрышных и добычных работ. Рациональный календарный план должен отвечать следующим условиям: 1) в любой период разработки (за исключением периода затухания) текущий коэффициент вскрыши должен быть минимальным и меньшим, чем в последующие периоды; 2) календарный график вскрыши и добычи должен быть ступенчатым, что характеризует этапность в развитии горных работ на карьере; 3) характер изменения графика внутри этапа определяется приближенно возрастающей прямой, а более точно графиком степенной функции.
На основании разработанных признаков рационального календарного плана В. С. Хохряков сформулировал следующие основные положения, определяющие целесообразную схему разделения карьера на этапы разработки.
1. Производительность карьера по полезному ископаемому не должна уменьшаться в какие-либо периоды, в частности в момент перехода горных работ через промежуточный контур от одного этапа к другому.
|
|
2. Средние коэффициенты вскрыши в каждом этапе, приведенные к одинаковому качеству товарной продукции, должны быть минимальными и меньшими, чем в последующем этапе.
3. Производительность карьера по вскрыше и текущие коэффициенты вскрыши в каждом последующем этапе должны быть, как правило, больше, чем в предыдущем (за исключением периода затухания на месторождении).
При составлении технических проектов разработки крупных рудных карьеров В. С. Хохряков рекомендует учитывать развитие техники и технологии и решать задачи не для всего срока службы, а для конкретных, сравнительно небольших по длительности периодов.
Для первого периода (10—12 лет) принимается выпускаемое конкретное апробированное практикой горнотранспортное оборудование и соответственно этому оборудованию устанавливаются на основе известных закономерностей параметры системы разработки и способы вскрытия.
Для второго периода (10—12 лет) точность расчета снижается. В качестве средств механизации принимаются модели горнотранспортного оборудования, намеченные к выпуску, проходящие испытания и находящиеся в стадии проектирования. Основные технические данные этого оборудования принимаются ориентировочно на основе расчетов по удельным показателям путем сравнения с другими машинами. Технико-экономические показатели могут быть определены обычными расчетными методами и оценены по нормативным показателям с учетом темпов технического прогресса. Проектные решения и технико-экономические показатели второго периода пересматриваются и уточняются в проекте реконструкции.
Для третьего и последующих периодов, находящихся за пределами 15—20-летнего срока от начала разработки, трудно принять с достаточной точностью какие-либо конкретные решения. Однако технический прогресс должен быть учтен, что может быть сделано на основе полученных закономерностей, определяющих динамику технико-экономических показателей... На основе этих экономических показателей определяются перспективные границы открытой разработки и обосновывается перспективная производственная мощность... Технико-экономические показатели и проектные решения третьего периода в будущем соответственно пересматриваются и уточняются в проектах реконструкций.
|
|
Проведенные отечественными учеными исследования позволили предложить методику выбора оптимального варианта при разработке карьеров по этапам с учетом современного состояния техники и новых методов экономической оценки рассматриваемых вариантов.