Эффективное использование командной строки

При первом знакомстве командная строка может производить впечатление сложного и неудобного интерфейса. При более внимательном изучении и использовании выясняется, что в этом принципе построения интерфейса есть внутренние ресурсы, позволяющие строить эффективную и удобную рабочую среду. В этом разделе мы кратко обсудим два принципиальных способа достижения эффективности.

Во-первых, поскольку командная строка — основной интерфейс взаимодействия с системой в UNIX-подобных операционных системах, пользователь значительную часть времени работает с командной строкой. Поэтому для пользователя очень важны средства экономии усилий, позволяющие свести к минимуму число интерфейсных жестов (в случае командной строки в качестве жестов выступают главным образом нажатия на клавиши). Современные командные оболочки UNIX-систем включают целый ряд средств для экономии нажатий, основные мы перечислим ниже.

Второй путь к эффективному использованию командной строки заложен в самой природе командного языка как типа интерфейса. Так, язык любой командной оболочки UNIX предоставляет гибкие средства объединения команд, которые позволяют запрограммировать логику взаимодействия нескольких программ в виде одной, пусть сложной, команды в командной строке. Дополнительной особенностью UNIX являются гибкие возможности объединения ввода/вывода разных команд. Так, одной командой могут быть описаны весьма сложные многоступенчатые действия, вовлекающие произвольное количество объектов, например, сотни файлов. Таким образом, одна команда способна заменить сотни монотонных повторений однотипных действий.

По существу, все средства интеграции команд — операторы циклов, условные операторы, присваивания переменных — в совокупности составляют полноценный язык программирования, интерпретатором которого и является командная оболочка. А все утилиты, имеющиеся в системе, можно считать его операторами. Так, последовательность команд shell, записанная в файл при соблюдении определённых правил представляет собой готовую к выполнению самостоятельную программу — командный сценарий (в обиходе именуемый калькой с английского скрипт).

Программирование на shell выходит за рамки данного курса, однако ниже будут рассмотрены основные средства связывания команд, необходимые любому пользователю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: