Классифицировать все виды деятельности человека не представляется возможным, однако можно выделить основные, свойственные всем людям виды деятельности. Они соответствуют общим потребностям и обнаруживаются практически у всех без исключения людей.
Игра, учение, труд. Данные виды деятельности человека различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.
Для каждого возраста существует своя ведущая деятельность, которая в основном и определяет динамику развития в данном жизненном периоде. Рождаясь, ребенок сразу включается в игровую деятельность, затем, подрастая, включается в учебную, а становясь взрослым приступает к трудовой деятельности.
- По организации. Игра организуется свободно, нерегламентированно.
Учение же и труд протекают в обязательных для человека организационных формах. В точно установленное время начинается работа и в течение ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты труда. В учении наблюдается та же самая картина. Занятия начинаются в соответствии с расписанием, и на протяжении всего урока учащийся занимается именно этим предметом.
|
|
- По мотивации. Различные формы организации видов деятельности человека связаны и с различной их мотивацией. Мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры.
Основным же мотивом учения и труда является чувство долга, чувство ответственности. Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в учении, и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам.
- По продукту деятельности. Игра - это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Учение - это деятельность, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Труд - это деятельность, направленная на преобразование материальных и нематериальных объектов и приспособление их для удовлетворения потребностей человека.
Игра - это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе.
Существует несколько типов игр: индивидуальные, групповые, предметные, сюжетные, ролевые и игры с правилами.
Учение - это деятельность, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть как организованным в специальных учреждениях, так и неорганизованным и осуществляться спонтанно, совместно с другими видами деятельности.
Труд - это деятельность, направленная на преобразование материальных и нематериальных объектов и приспособление их для удовлетворения потребностей человека. Виды труда: физический труд; интеллектуальный труд (позволяет человеку узнать мир и свое место в нем); духовный труд (работа по самосовершенствованию, по постоянному самоконтролю, рефлексия).