Лидерство и руководство. Теории происхождения лидерства

Лидерство – процесс межличностного влияния, обусловленный реализацией ценностей, присущих членам группы и направленный на решение стоящих перед группой целей.

Лидер — член группы, обладающий наибольшим ценностным потенциалом, который обеспечивает ему ведущее влияние в группе. В малой группе лидер может выступать как организатор, мотиватор детельности.

Различие лидера и руководителя по Б.Д. Парыгину.

Лидерство Руководство
Регуляция межличностных отношений Регуляция официальных отношений
Микросреда (малая группа) Макросреда— связь со всей системой общественных отношений
Стихийно возникает Назначается, избирается и т.п.
Нестабильно Стабильно
Нет права на применение санкций Есть санкции
Непосредственное принятие решения Сложный процесс принятия решения
Малая сфера действия Широкая сфера действия.

Лидерство – это чисто психологическая характеристика поведения определенных членов в группе. Руководство – это в большейс тпеени социологическая характеристика отношений в группе. Руководство – регламетрированный обществом правовой процесс.

Лидер выдвигается в результате взааимодействия членов группы для организации групп при решении конкретной задачи в конкретной ситуации.

Лидер – это всегда элемент группы, лидер немыслим в одиночку. Важно учитывать притязания лидера и готовность группы принять его ведущую роль. Иногда лиреские возможности могут возрастать, иногда снижаться

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЛИДЕРСТВА

«Теория черт» (харизматическая теория)

Важны врожденные качества лидера. Лидером может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. В 1940 г. К. Бэрд составил список из 79 черт, однако их выделение было совершенно необоснованным.

Пятифакторная модель личностных черт (Первин, Джон, 2000): экстраверсия, невротизм, сознательность, доброжелательность, открытость.

«Ситуационная теория лидерства»

Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью. Лидерство – продукт ситуации. Лидер лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту. Свойства, черты или качества лидера оказывались относительными. Этот момент ситуационной теории лидерства был подвергнут критике со стороны Ж. Пиаже, который утверждал, что при таком подходе полностью снимается вопрос об активности личности лидера, он превращается в какого-то «флюгера».

Хартли, почему люди становятся лидерами:

— лидер в этой ситуации не обязательно будет лидером в другой ситуации,

— лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются как лидеры вообще,

— став лидером в однйо ситуации, человек приобретает авторитет,

— некоторым людям свойственно «искать посты», поэтому они ведут себя так, что им «дают посты».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: