Основные знаковые системы невербальной коммуникации:
1) оптико-кинетическая (жесты, мимика, пантомимика),
2) пара- и экстралингвистическая (паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность; экстралингвистическая система — включение в речь пауз, покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи),
3) организацияпространства и время коммуникативного процесса,
4) визуальный контакт (Лабунская, 1989).
Функции невербальной коммуникации: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по общению.
Проксемика (пространственная психология) – область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Основатель проксемики – Э. Холл.
Холл исследовал первые формы пространственной организации общения у животных.
Нормы организации человеческого пространства, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0—45 см); персональное расстояние (45—120 см), социальное расстояние (120—400 см); публичное расстояние (400—750 см).
|
|
Ряд исследований в этой области связан с изучением специфических наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций. Эти более или менее четко вычлененные наборы получили название хронотопов. (Первоначально этот термин был введен А.А. Ухтомским и позднее использован М.М. Бахтиным). Описаны, например, такие хронотопы, как хронотоп «больничной палаты», «вагонного попутчика» и др. Специфика ситуации общения создает здесь иногда неожиданные эффекты воздействия: например, не всегда объяснимую откровенность по отношению к первому встречному, если это «вагонный попутчик».
В общей теории информации вводится понятие «семантически значимой информации». Это то количество информации, которое дано не на входе, а на выходе системы, т.е. которое только и «срабатывает». Семантически значимая информация — это та, которая влияет на изменение поведения, т.е. которая имеет смысл.
К. Бёрдвистл, единица телодвижений человека – кинема (аналогия с фонемой). Из кинем образуются кинеморфы (нечто подобное фразам), которые и воспринимаются в ситуации общения.
Существую различные классификации жестов. Выделяют, например, жесты – изображения, жесты – аккомпанементы, жесты – регуляторы разговора, жесты – выразители эмоций, аутокоммуникативные жесты (теребление волос, почесывание носа и т.д.).
Кроме выбора единицы, существует еще и вопрос о «локализации» различных мимических движений, жестов или телодвижений. Нужна тоже более или менее однозначная «сетка» основных зон человеческого лица, тела, руки и т.д. В предложениях Бёрдвистла содержался и этот аспект; все человеческое тело было поделено на 8 зон: лицо, голова, рука правая, рука левая, нога правая, нога левая, верхняя часть тела в целом, нижняя часть тела в целом. Смысл построения словаря сводится при этом к тому, чтобы единицы — кины — были привязаны к определенным зонам, тогда и получится «запись» телодвижения, что придаст ей известную однозначность, т.е. поможет выполнить функцию кода. Однако неопределенность единицы не позволяет считать эту методику записи достаточно надежной.
|
|
В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Чтобы как-то классифицировать их и предложена методика, введенная П. Экманом. Принцип тот же самый: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб, нос и область носа, рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть.
Контакт глаз. В первоначальных исследованиях этой проблемы «контакт глаз» был привязан к изучению интимного общения. М. Аргайл разработал даже определенную «формулу интимности», выяснив зависимость степени интимности, в том числе и от такого параметра, как дистанция общения, в разной мере позволяющая использовать контакт глаз. Однако позже спектр таких исследований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения.
Индекс визуального доминирования – соотношение времени смотрения в глаза в момент говорения и в момент слушания.