Основными формами научного познания являются:
1. Проблема – теоретический или практический научный вопрос, требующий решения. Правильно сформулированная проблема частично содержит в себе решение, поскольку формулируется исходя из актуальной возможности своего решения.
2. Гипотеза – предполагаемый способ возможного решения проблемы. Гипотеза может выступать не только в виде предположений научного характера, но и в виде развернутых концепции или теории.
3. Теория – целостная система понятий, описывающая и объясняющая какую либо область действительности.
Научная теория является высшей формой научного познания, проходящей в своем становлении стадии постановки проблемы и выдвижения гипотезы, которая опровергается или подтверждается использованием методов научного познания.
Основные термины
АБСТРАГИРОВАНИЕ – отвлечение сознания от чувственно воспринимаемых конкретных объектов и переход к абстрактным представлениям.
АНАЛИЗ (общее понятие) – мысленное разложение целого на составные части.
ГИПОТЕЗА – предполагаемый способ возможного решения научной проблемы.
ДЕДУКЦИЯ – процесс познания, в котором каждое следующее утверждение логически проистекает из предыдущего.
ЗНАК – условное обозначение, служащее для записи величин, понятий, отношений и т.д. действительности.
ИДЕАЛИЗАЦИЯ – мысленное создание неосуществимых в реальности объектов и явлений для упрощения процесса их исследования и построения научных теорий.
ИЗМЕРЕНИЕ – сравнение какой-либо физической величины объекта познания с эталонной единицей этой величины.
ИНДУКЦИЯ – процесс познания, в котором знание отдельных фактов в совокупности наводит на знание общего.
МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ – мысленное проведение над объектом познания неосуществимых в реальности исследовательских процедур.
НАБЛЮДЕНИЕ – система мероприятий по чувственному сбору сведений о свойствах исследуемого объекта или явления.
НАУЧНОЕ ОПИСАНИЕ – достоверная и точная картина объекта познания, отображенная средствами естественного или искусственного языка.
НАУЧНЫЙ ФАКТ – факт, твердо установленный, надежно подтвержденный и правильно описанный принятыми в науке способами.
ПАРАМЕТР – величина, характеризующая какое-либо свойство объекта.
ПРОБЛЕМА – теоретический или практический научный вопрос, требующий решения.
СВОЙСТВО – внешнее проявление того или иного качества объекта, отличающее его от других объектов, или, наоборот, роднящее с ними.
СИМВОЛ – то же самое, что и знак.
СИНТЕЗ (процесс мышления) – способ рассуждения, конструирующий новое знание о целом из объединения его частей.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – обработка мышлением эмпирических данных с помощью абстрактной работы мысли.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ – замещение реального объекта его аналогом, выполненным средствами языка или мысленно.
ТЕОРИЯ – целостная система понятий, описывающая и объясняющая какую либо область действительности.
ФАКТ – достоверное, единичное, самостоятельное событие или явление.
ФОРМА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – способ совокупного представления результатов научного исследования.
ФОРМАЛИЗАЦИЯ – логическая организация научного знания средствами искусственного языка или специальной символики (знаков, формул).
ЭКСПЕРИМЕНТ – исследовательское воздействие на объект познания для изучения ранее известных или для выявления новых, ранее неизвестных свойств.
ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – непосредственное чувственное исследование реально существующих и доступных опыту объектов.
ЭМПИРИЯ – область отношений человека с действительностью, определяемая чувственным опытом.
44-45
Философский анализ общества как особого типа реальности: история и современность.
Философия истории: специфика формационного и цивилизационного подходов к всемирной истории.
Общество – это система взаимоотношений и условий жизни и деятельности людей, объединяющая их в устойчивое совместное сосуществование. Таким образом, общество это то, что объединяет людей в систему определенных взаимоотношений.
Однако общество объединяет в себе не просто отдельные человеческие индивиды в чистом виде, оно объединяет эти индивиды в составе таких устойчивых объединений, как «народ», «нация» и «государство».
Народ – это всё население, как таковое, вовлеченное в совместную жизнь в системе какого-либо общества.
Нация – это общность людей, объединенных единым языком общения, совместной территорией проживания, похожим психологическим складом, общей системой духовных ценностей и специфическим осознанием своей неразрывности друг с другом.
Нация входит в состав народа, а народ входит в состав государства.