№№ п\п | Тема | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Виды работ | Трудоемкость ч./ зач. ед. | Форма контроля СРС | |||||||
Раздел 1. Теория государственного и муниципального управления 82 ч. / 2,28 з.е. | ||||||||||||
Модуль 1. Государственно-управленческий дискурс 34 ч. / 0,94 з.е. | ||||||||||||
1. | Понятие государственного управления | Основные интерпретации понятия «государственное управление», public administration в современной научной литературе, терминах международных организаций. Система государственного управления. Субъект, объект, содержание государственного управления. Возможности и пределы в государственном управлении. Функциональные границы государственного управления. Многообразие и унификация, типичное и особенное в государственном управлении. | 1. Составление конспекта (Атаманчук Г.В. – типичное и особенное в государственном управлении; Чиркин В.Е. – субъект государственного управления) 2. Подготовка индивидуального доклада 3. Анализ конкретных ситуаций | 10 / 0,28 | 1. Проверка конспекта 2. Устная защита выполненной работы | |||||||
2. | Развитие представлений о государстве и государственном управлении в Древнем мире и Средние века | Государство и государственное управление в представлениях философов Древнего мира и Средних веков (на выбор студентов) | 1. Составление презентаций 2. Подготовка докладов 3. Составление сравнительной таблицы | 8 / 0,22 | 1. Размещение и оценка презентаций в группе социальной сети 2. Устная защита выполненной работы | |||||||
3. | Государственно-правовые концепции Нового времени | Государство и государственное управление в представлениях ученых Нового времени | 1. Составление презентаций 2. Подготовка докладов 3. Составление сравнительной таблицы | 8 / 0,22 | 1. Размещение и оценка презентаций в группе социальной сети 2. Устная защита выполненной работы | |||||||
Современные подходы к пониманию государства и государственного управления | Государство и государственное управление в представлениях современных ученых | 1. Составление презентаций 2. Подготовка докладов 3. Составление сравнительной таблицы | 8 / 0,22 | 1. Размещение и оценка презентаций в группе социальной сети 2. Устная защита выполненной работы | ||||||||
Модуль 2. Государство и государственный аппарат 48 ч. / 1,34 з.е. | ||||||||||||
7. | Понятие и происхождение государства | Признаки государства Теории происхождения государства | 1. Подготовка докладов 2. Подготовка глоссария | 8 / 0,22 | 1. Устная защита выполненной работы 2. Проверка глоссария в группе социальной сети | |||||||
8. | Форма государства | Обсуждение форм государственного правления, государственного устройства, государственного режима | 1. Подготовка докладов 2. Анализ конкретных ситуаций 3. Подготовка презентации | 8 / 0,22 | 1. Размещение и оценка презентаций в группе социальной сети 2. Устная защита выполненной работы | |||||||
9. | Государственный орган: понятие, правовой статус | Классификация государственных органов (по различным признакам, критериям). Учреждение, реорганизация и ликвидация государственных органов | 1. Подготовка докладов 2. Составление сравнительных таблиц 3. Анализ конкретных ситуаций | 8 / 0,22 | Устная защита выполненной работы | |||||||
Структура государственного управления в ведущих государствах мира | Структура государственного управления в США, Великобритании, ФРГ, Франции, КНР, Японии | 1. Составление презентаций 2. Работа в малых группах 3. Обсуждение видеофильмов | 16 / 0,46 | 1. Устная защита выполненной работы 2. Обсуждение видеофильмов | ||||||||
Современные административные реформы | Классификация административных реформ. Административные реформы в ведущих государствах мира. | 1. Составление презентаций 2. Работа в малых группах 3. Обсуждение видеофильма | 8 / 0,22 | 1. Устная защита выполненной работы 2. Обсуждение видеофильмов | ||||||||
Раздел 2. Организация государственного управления в Российской Федерации 30 ч. / 0,83 з.е. | ||||||||||||
Модуль 3. Система государственных органов Российской Федерации 14 ч. / 0,39 з.е. | ||||||||||||
Президент Российской Федерации | Помощники, советники, референты Президента Российской Федерации. Деятельность полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. Совещательные органы при Президенте Российской Федерации | 1. Подготовка докладов 2. Составление сравнительных таблиц 3. Анализ конкретных ситуаций | 2 / 0,06 | Устная защита выполненной работы | ||||||||
Федеральное Собрание – Парламент Российской Федерации | Организационные формы деятельности Государственной Думы. Взаимодействие Государственной Думы с экспертным сообществом. Работа депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации в регионе | 1. Подготовка докладов 2. Анализ конкретных ситуаций 3. Участие в деловой игре «Заседание Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» | 2 / 0,06 | Устная защита выполненной работы | ||||||||
Правительство Российской Федерации и система федеральных органов исполнительной власти | Анализ полномочий, структуры и организации деятельности федерального органа исполнительной власти | 1. Составление презентаций 2. Подготовка доклада | 4 / 0,09 | Размещение и оценка презентаций в группе социальной сети | ||||||||
Судебная система Российской Федерации | Структура судебной системы Российской Федерации: ее развитие и современное состояние. Судебная реформа, перспективы развития судебной системы Российской Федерации | 1. Подготовка доклада 2. Анализ конкретных ситуаций | 2 / 0,06 | Устная защита выполненной работы | ||||||||
Федеральные государственные органы с особым статусом | Формирование, структура, полномочия, организация деятельности федеральных государственных органов с особым статусом | 1. Подготовка доклада 2. Анализ конкретных ситуаций 3. Работа в малых группах | 2 / 0,06 | Устная защита выполненной работы | ||||||||
Система государственных органов субъектов Российской Федерации | Порядок формирования, структура, полномочия, организация деятельности государственных органов субъектов РФ | 1. Подготовка доклада 2. Анализ конкретных ситуаций 3. Подготовка презентации-визитки субъекта РФ | 0 / 0,05 | 1. Устная защита выполненной работы 2. Размещение и оценка презентаций в группе соц. сети | ||||||||
Модуль 4. Формирование и реализация государственной политики 8 ч. / 0,22 з.е. | ||||||||||||
Формирование государственной политики | Анализ содержания посланий Президента Российской Федерации в 1994-… годах Большое правительство: формирование и функционирование | 1. Подготовка доклада 2. Анализ конкретных ситуаций 3. Просмотр учебного видеофильма | 4 / 0,10 | 1. Устная защита выполненной работы 2. Обсуждение видеофильма | ||||||||
Механизмы реализации государственной политики | Основные направления государственной политики на современном этапе | 1. Подготовка доклада 2. Анализ конкретных ситуаций 3. Работа в малых группах | 2 / 0,06 | Устная защита выполненной работы | ||||||||
Технологии государственного управления | Управление по результатам. БОР. Организация проверок в контрольно-надзорном органе. Электронное государство и электронное правительство. | 1. Подготовка доклада 2. Анализ конкретных ситуаций 3. Работа в малых группах | 2 / 0,06 | Устная защита выполненной работы | ||||||||
Модуль 5. Модернизация и эффективность государственного управления 8 ч. / 0,22 з.е. | ||||||||||||
Эффективность государственного управления | Индексы качества государственного управления | 1. Подготовка доклада 2. Анализ конкретных ситуаций 3. Работа в малых группах | 4 / 0,11 | Устная защита выполненной работы | ||||||||
Административные реформы в России | Формирование МФЦ. Повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг. Ликвидация и снижение административных барьеров | 1. Подготовка доклада 2. Анализ конкретных ситуаций 3. Деловая игра «Работа МФЦ» | 4 / 0,11 | Устная защита выполненной работы | ||||||||
Раздел 3. Местное самоуправление и муниципальное управление 68 ч. / 1,72 з.е. | ||||||||||||
Модуль 6. Концептуальные основы местного самоуправления 18 ч. / 0,5 з.е. | ||||||||||||
Основные теории местного самоуправления | Анализ содержания основных теорий местного самоуправления | 1. Составление конспекта (Л.И. Велихов, А.Д. Градовский, В.П. Безобразов, Н.И. Лазаревский и др.) 2. Подготовка индивидуального доклада | 6 / 0,16 | 1. Проверка конспекта 2. Устная защита выполненной работы | ||||||||
Опыт организации местного самоуправления в России | Общее и особенное в развитии местного самоуправления в России в прошлом | 1. Подготовка докладов 2. Составление сравнительных таблиц | 6 / 0,17 | Устная защита выполненной работы | ||||||||
Зарубежный опыт и модели организации местного самоуправления | Особенности организации местного самоуправления в Великобритании, США, Австралии, Канаде, Новой Зеландии, Франции, ФРГ, Испании, Мексике, Бразилии, Венесуэле, др. странах. | 1. Подготовка докладов 2. Составление сравнительных таблиц 3. Анализ конкретных ситуаций | 6 / 0,17 | Устная защита выполненной работы | ||||||||
Модуль 7. Основы местного самоуправления 32 ч. / 0,72 з.е. | ||||||||||||
Территориальные основы местного самоуправления | Изменение границ муниципальных образований. Преобразование муниципальных образований. Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях. Виды и статус земель, составляющих территорию муниципального образования | 1. Составление сравнительных таблиц 2. Анализ конкретных ситуаций | 6 / 0,14 | Устная защита выполненной работы | ||||||||
Вопросы местного значения | Вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа. | 1. Составление сравнительных таблиц 2. Анализ конкретных ситуаций | 6 / 0,14 | Устная защита выполненной работы | ||||||||
Органы местного самоуправления | Анализ структуры органов местного самоуправления конкретных муниципальных образований разных типов. | 1. Подготовка докладов 2. Анализ конкретных ситуаций | 8 / 0,16 | Устная защита выполненной работы | ||||||||
Непосредственное участие населения в местном самоуправлении | Формы непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения | 1. Подготовка докладов 2. Анализ конкретных ситуаций 3. Деловая игра «Публичные слушания» | 6 / 0,14 | Устная защита выполненной работы | ||||||||
Взаимодействие местного самоуправления и государства. Межмуниципальное сотрудничество | Формы взаимодействия местного самоуправления и государства. Формы и способы межмуниципального сотрудничества | 1. Подготовка докладов 2. Анализ конкретных ситуаций | 6 / 0,14 | Устная защита выполненной работы | ||||||||
Модуль 8. Основы муниципального управления 18 ч. / 0,5 з.е. | ||||||||||||
Управление муниципальной экономикой | Организационно-правовые формы муниципальных предприятий и учреждений. Реализация полномочий органов местного самоуправления в различных сферах: опыт муниципальных образований | 1. Подготовка докладов 2. Анализ конкретных ситуаций | 6 / 0,17 | Устная защита выполненной работы | ||||||||
Управление местными финансами | Структура доходов и расходов местных бюджетов. Организация бюджетного процесса в муниципальном образовании. | 1. Подготовка докладов 2. Анализ конкретных ситуаций | 6 / 0,17 | Устная защита выполненной работы | ||||||||
Планирование развития муниципального образования | Паспорт муниципального образования. Индикаторы, характеризующие состояние муниципального образования. Оценка деятельности органов местного самоуправления | 1. Подготовка докладов 2. Анализ конкретных ситуаций 3. Деловая игра «Заседание комиссии городского (районного) совета депутатов» | 6 / 0,16 | Устная защита выполненной работы | ||||||||
Итого по дисциплине | 180 ч. / 4,83 з.е. | |||||||||||
Самостоятельная работа студентов осуществляется на протяжении изучения всей дисциплины в соответствии с утвержденной в учебном плане трудоемкостью.
|
|
|
|
|
|
|
|
Аудиторная самостоятельная работа студентов представляет собой выполнение студентами различных заданий в аудитории под руководством преподавателя (в том числе КСР).
Внеаудиторная самостоятельная работа студента может проводиться в виде:
- изучение основной и дополнительной литературы, указанной в библиографическом списке;
- подготовку публичного выступления по выбранной теме;
- подготовки к аудиторным занятиям; включая работу на ПК;
- изучения литературы, нормативно-правовых актов, правовых систем при подготовке к докладу, коллоквиуму, тестированию;
- самостоятельного изучения отдельных тем дисциплины при подготовке к докладу, тестированию;
- выполнения контрольных работ и других заданий, предусмотренных учебным планом и графиком учебного процесса;
- изучения материалов лекций и материалов из перечня вопросов и заданий для самостоятельной работы;
- подготовки к зачету и т.п.
Формы контроля СРС со стороны преподавателя:
- проверка или устная защита выполненной работы;
- тестирование;
- проверка домашнего задания и др.;
- устный опрос;
- публичное выступление;
- выполнение творческих заданий по результатам самостоятельной теоретической подготовки.
В рамках первого раздела студенты готовят доклады (с возможным их оформлением в виде презентаций).
В рамках второго раздела обязательным элементом самостоятельной работы является оформление презентации-визитки субъекта Российской Федерации (кроме Новосибирской области) по выбору студента.
Обязательные элементы презентации:
- титульный лист с указанием полного (и краткого) наименования субъекта РФ, группы, Ф.И.О. студента;
- статистические данные (площадь территории, численность населения, административный центр, крупные города – до 5, основные национальности – до 5, дата принятия конституции или устава, дата образования)
- особенности формы правления: высшее должностное лицо, законодательная (представительная) власть, исполнительная власть, судебная власть, дополнительные государственные органы с особым статусом;
- особенности административно-территориального устройства;
- параметры бюджета субъекта РФ на текущий год и последующий период (доходы, в том числе собственные, расходы).
Выполняется в виде презентации (формат ppt) – объем до 20 страниц-слайдов.
Обязательны – фотографии (природы, населенных пунктов, официальных зданий и лиц, государственных герба, флага, нотного текста гимна, людей в национальных одеждах и проч.), рисунки, иные визуальные элементы, отражающие особенности рассматриваемого субъекта Российской Федерации, схемы, иллюстрирующие взаимосвязь государственных органов, таблицы и диаграммы; возможны – музыкальное сопровождение в виде гимна или иного музыкального произведения.
В рамках третьего раздела студенты готовят доклады (с возможным их оформлением в виде презентаций).