Тема 12. Эмоции и чувства. Их функции и роль в жизни человека

Познавая действительность, человек по-разному отно­сится к окружающим его предметам, явлениям, событиям, другим людям, а также к самому себе. Одни явления дей­ствительности радуют его, другие — печалят, третьи вы­зывают восхищение, четвертые — возмущают.

Эмоции и чувства — это субъективное, личностное от­ношение человека к окружающей действительности и к са­мому себе. Следует обратить внимание на многозначность слов «эмоции» и «чувства» как в обыденном смысле, так и в терминологии, применяемой в научной и учебной литера­туре. Так, научным эквивалентом словосочетания «органы чувств» является термин «анализаторы».

Эмоции и чувства соотносятся по-разному. Иногда — как содержание (чувства) и форма (эмоции). Чаще же их различают по происхождению. Тогда эмоции рассматри­ваются как исходные, первичные, более простые психичес­кие явления, чувства же выступают как производные, вто­ричные, сложные, присущие только человеку структурные образования. В субъективном мире человека между ними складыва­ется обратное соотношение. «Выросшие» из эмоций чув­ства уже включают их в себя наряду с другими компонен­тами. Поэтому некоторые проявления чувств иногда называют по их ведущему компоненту — эмоциями. В за­висимости от акцента — либо на существовании, либо на происхождении субъективного мира — используют поня­тия «сфера чувств» или «эмоциональная сфера».

В узком смысле под эмоциями понимают переживания отношений, возникшие в данный момент. Эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку челове­ком определенной ситуации, связанной с удовлетворени­ем его потребностей в данный момент.

Эмоциональные состояния, возникшие в процессе дея­тельности, могут повышать или понижать жизнедеятель­ность человека. Первые называются стеническими, вто­рые — астеническими.

Состояния, характеризующиеся максимальной моби­лизацией всех сил, напряжением, называются стрессовы­ми. Стресс возникает под влиянием сильных воздействий и характеризуется целым рядом неспецифических физио­логических сдвигов, по которым нельзя судить о содержа­нии эмоций, а также рядом психических проявлений.

Исследование стресса проводится в рамках учения о гомеостазе (постоянстве внутренних условий функциони­рования организма) и учения Г. Селье об «адаптационном синдроме» (своеобразной защитной реакции организма, мобилизующего свои ресурсы в ответ на сильные и трав­мирующие внешние воздействия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: