Тема 11. (24.)Физиология сосудов

Мотивация изучения темы: В организме человека существует сложнейшая и вместе с тем уникальная по своей целесообразности система регуляции кровяного давления. Трудно однозначно сказать, какой компонент в ней является главным – сосудистый, сердечный, гуморальный, нервный, эндокринный, почечный и др. Сложная «мозаика» включения различных звеньев регуляции обеспечивает адекватный потребностям организма органный и тканевой кровоток.

Цели занятия.

Общая цель: изучение темынаправлено на формирование компетенций ПК – 18, ПК – 3 и ПК - 28 ФГОС специальности 060105«Медико-профилактическое дело»

Конкретные цели и задачи:

После изучения темы студент должен:

«Знать» основные законы гемодинамики, функциональную организацию кровеносных сосудов, факторы, обеспечивающие движение крови по сосудам высокого и низкого давления, виды кровяного давления; факторы, определяющие его величину, артериальный и венный пульс, их происхождение.

«Уметь» анализировать основные показатели гемодинамики.

«Владеть» методами исследования гемодинамики.

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимых для освоения темы.

1.Функциональная характеристика сосудистого русла (каф. анатомии человека)

2.Основные законы гидродинамики (каф. физики.)

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Перечень контрольных вопросов:

1. Функциональная характеристика сосудистого русла.

2. Характеристики основных показателей гемодинамики

3.Артериальное давление как клинико-физиологический показатель системной гемодинамики. Типы гемодинамики.

4. Методы исследования гемодинамики (прямой и косвенный методы определения АД, артериальная осциллография и др.)

5.Кривые колебаний артериального давления, выявленные К.Людвигом в остром опыте (волны первого, второго и третьего порядков).

6.Венозное давление, методы определения, значение.

7.Артериальный и венный пульс, анализ сфигмограммы и флебограммы.

8. Возрастные особенности артериального давления у детей и пожилых людей.

Задания для СРС во внеучебное время.

1. Перечислите места пальпации пульса.

2.Нарисуйте и расшифруйте сфигмограмму и флебограмму, обозначьте их компоненты.

3.Нарисуйте кривую артериального давления, зарегистрированного в остром опыте, объясните происхождение волн на кривой АД.

Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию.

1.Как меняется давление крови в сосудах по мере удаления от сердца: аорта, крупные артерии, артериолы, капилляры, венулы, полые вены?

2.Что такое боковое и ударное давление?

3.Какое давление крови называют систолическим и диастолическим?

4.Что такое пульсовое, базальное и случайное давление?

5.Что такое катакрота?

6.О чем свидетельствует анакрота?

7.О чем свидетельствует дикротический зубец?

8.Что такое систолический коллапс?

9.Что такое диастолический коллапс?

10.Назовите положительные волны венного пульса.

11.В какую фазу сердечного цикла возникает вентрикулярная волна венного пульса?

12.Что отражает центральное венозное давление?

13.О чем свидетельствует увеличение центрального венозного давления?

14.Какая зависимость между центральным венозным давлением и притоком крови к сердцу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: