Буддийская Тантра — путь, на котором мужчины и женщины могут продвигаться к просветлению вместе, используя ряд ритуализованных проявлений близости, которые преображают страсть в божественный экстаз. Предназначение тантрического союза — служить взаимному освобождению и быть практикой преображения для женщины и мужчины, которые выполняют практику вместе. От мужчины требуется уважать и почитать свою партнершу, в то время как женщина, как воплощение женских божеств, принимает это почитание; взаимный обмен предполагает, что мужчина очищает свои эмоции и дает женщине те переживания, которые способствуют ее продвижению к освобождению. Буддизм уже предложил целый ряд методов для одиночного и монашеского достижения освобождения. Тантра же ввела метод, который можно применять в обстановке близости с другим человеком.
Тантра возникла в то время, когда буддизм охватывал всё более широкие слои общества, предлагая свои учения и путь к освобождению. Монашеский буддизм находился в расцвете, но Тантра открыла новый путь для активного участия в нем мирян. Дженис Уиллис отмечает, что статус женщины в буддизме поднимается по мере повышения статуса мирян в целом. Женщины вложили в это зарождающееся движение свои прозрения, откровения и учения, способствовавшие формированию его теории и практики. Практики, включающие в себя близость между женщинами и мужчинами, самым естественным образом развились из их совместных прозрений и переживаний.2 Маловероятно, чтобы такие практики были рождены полетом фантазии в одинокой монашеской келье. Следовательно, в этой области традиции, которая подразумевает общие усилия и тесное сотрудничество мужчин и женщин, присутствовали воззрения женщин.
|
|
И действительно, среди первых учителей сексуальной йоги были женщины. Свидетельством того, что женщины были авторитетами в этой области, служат многочисленные примеры, когда женщины давали «тайные устные наставления» (упадеши) по внутренним йогам высокого уровня, или практикам стадии завершения, связанным с тантрическим союзом. Например, мы знаем, что Сахаджайогиничинта дала эзотерические учения Гхантапе и Падмаваджре; Шрисукха дала их Падмаваджре; Лакшминкара давала наставления Джаландхари; Бхадри — Кан-хе; одна бенгальская йогини учила Атишу; дочь проститутки учила Ургьенпу; а Кьюнгпо Налчжор (Khyung-po rnal-'byor) получал наставления от Самантабхадри, Сукхасиддхи, Канашри, Гангадхары и Нигумы. Каропа (Кагора) получил тайные устные наставления от кашмирской Лакшми Великой, а посвящение — от Другой Женщины, Кумудары (Kumudara). Буддашриджняна (известный как Джнянапада) получил тайные наставления от йогини Гунеру (Guneru). Великий тибетский ученый Цонгкапа во многом опирался на таких личностей, как Канха, Гхантапа и Камбала, у которых были учителя-женщины, наставлявшие их по вопросам тантрического союза (карма-мудра). Таким образом, даже те учения, которые содержатся в классических тибетских трактатах на эту тему, таких как сочинения Цонгкапы, реформатора, строго придерживавшегося монашеского направления, происходят непосредственно, пройдя только через одну ступень, от женщин.
|
|
Тайные устные наставления, которые давали эти женщины, охватывали внутренние йоги, составляющие основу сексуальных практик. В нескольких источниках повествуется о том, как тот или иной йогин, получив эзотерические наставления, становился духовным супругом тантрической йогини и продолжал практику совместно с ней, иногда в течение нескольких месяцев, а иногда и многих лет. Например, после того как Буддхашриджняна получил тайные наставления от йогини Гунеру, он увидел сон, указывающий, где он найдет назначенную ему судьбой партнершу, дочь неприкасаемой {чандалы: candala) привратницы из Уддияны. Он отправился туда и нашел Джатиджалу, как и было предсказано, и они практиковали вместе в течение восьми месяцев. Гхантапа на всю жизнь обрел духовную спутницу, дочь куртизанки. Поскольку они предшествующие жизни провели вместе, им было суждено встретиться и помогать друг другу обретать просветление благодаря тантрическому союзу. Они вместе обрели просветление и явили множество чудес на удивление и на благо других. Спутницей Атиши была женщина, которая наставляла его в практике. Гангадхара, одна из учителей Кьюнгпо Налчжора, сама была духовной спутницей и партнершей Майтрипы.
Эти сведения показывают, что женщины были признанными авторитетами в тех самых практиках, в которых, согласно современным теориям Тантры, они были невежественными, несведущими жертвами. Женщины могли и не оставлять письменных свидетельств своих воззрений, но об этом позаботились мужчины, их партнеры и ученики, которые оставили эти свидетельства своим ученикам. Таким образом, женщины были учителями некоторых мужчин, которые ныне почитаются великими авторитетами в практике.
Если от женщин стремились получить знания по внутренним йогам и тантрическому союзу, логически следует, что женщины, возможно, участвовали в их создании. Это помогло бы объяснить, почему практика, появившаяся как традиция, была открыта для новых мнений и точек зрения. Это помогло бы также объяснить, почему эта практика не строилась как форма манипулирования, подчинения и принуждения женщин. Историкам не приходило в голову причислять женщин к создателям этих практик по тем причинам, о которых неоднократно говорится в данной книге, в том числе, и на основании предположения о том, что все тантрические тексты были написаны мужчинами и содержат описания практик и переживаний мужчин. Алекс Вайман предполагает, что, «если бы женщины писали эти книги, их названия и содержание были бы совершенно иными», но тот подход, который я предлагаю, позволяет считать известные нам тексты творениями как мужчин, так и женщин.
К счастью, сохранился важный текст на эту тему, написанный женщиной, и это делает возможным подтвердить вклад женщин в развитие этой особой йоги для страстных соискателей просветления. Этот текст датируется VIII веком, сравнительно ранней стадией исторического развития этих практик. Когда буддийская Тантра была принесена в Тибет, тибетцы приняли семь текстов как основополагающие тексты Тантры, и авторами нескольких из них — в том числе тех, о которых здесь пойдет речь, — были женщины. Таким образом, этот трактат представляет собой не просто занимательный документ истории женщин, но основополагающий и влиятельный труд своего времени. Он чрезвычайно важен как главная теоретическая база духовной практики сексуального союза. Этот текст предоставляет прекрасную возможность исследовать женские точки зрения на тантрический союз.
|
|
Автором этого сочинения является Сахаджайогиничинта, чье имя означает «Самосовершенная, Подобная Драгоценности Йогини». Она входила в группу, составлявшую ядро сообщества йогинов и йогинь, которые создали тексты теоретической основы нарождающегося тантрического движения.18 Сердцевиной этой группы были царевна Лакшминкара, ее брат Индрабху-ти, ее ученики Лилаваджра (Lllavajra) и Дарика (Darika), ее соратница и ученица Сахаджайогиничинта, а также ученики Сахаджайогиничинты — Домбихерука, Анангаваджра и Пад-маваджра. Их сочинения — главные в небольшом собрании тантрических трактатов, сохранившихся на санскрите, что свидетельствует об их исторической важности. Жемчужина среди этих сокровищ — трактат Сахаджайогиничинты об освобождении посредством экстаза, озаглавленный «Постижение реальности через ее телесные проявления» (санскр. Вьякта-бхаванугата-таттва-сиддхи: Vyaktabhavanugata-tattva-siddhi), в котором она объясняет взаимосвязь между телесным наслаждением, блаженством и просветлением. В других тантрических текстах эта взаимосвязь принимается как нечто само собой разумеющееся, но редко можно найти буддийский текст, в котором такая тема получает подробное философское освещение. Сахаджайогиничинта разрабатывает теорию о том, как страсть, или сексуальное желание, как источник телесного блаженства и наслаждения может служить средством обретения просветления благодаря наведению моста между обычным переживанием и высшей октавой духовного экстаза. Ее всестороннее, требующее больших знаний произведение опирается на современные ей философию, психологию, биологию, эротику и искусство медитации, а также на ее собственные переживания как мистика и как женщины.