Критерии оценки должны быть выбраны

исходя из оптимальности их числа (не более 7 - 10) и доступности для учащихся каждого ДЦ возраста. Оцениваться должна не столько презентация, сколько качество проекта в целом. Очевидно, что критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты.

Ниже приведены примеры критериев, которые были использованы в двух московских школах (частной и государственной) при проведении проектной недели.

Пример 1 (первые четыре критерия - оценка проекта, остальные - оценка презентации).

· Самостоятельность работы над проектом

· Актуальность и значимость темы

· Полнота раскрытия темы

· Оригинальность решения проблемы

· Артистизм и выразительность выступления

· Раскрытие содержания проекта на презентации

· Использование средств наглядности, технических средств

· Ответы на вопросы

Пример 2

· Важность темы проекта

· Глубина исследования проблемы

· Оригинальность предложенных решений

· Качество выполнения продукта

· Убедительность презентации

Школьники о проектной деятельности по данным отечественных и зарубежных исследований

· Младшие школьники отмечают, что одноклассники, оказавшиеся с ними в одной проектной группе, в ходе работы над проектом почти всегда "становятся лучшими друзьями".

· Интерес к проекту зависит от степени самостоятельности: 62% школьников всех возрастов ответили, что проект был им интересен именно потому, что выполнялся лишь при небольшой помощи руководителя. Напротив, утех, кто выбрал тему, руководствуясь чьим-либо советом, или получил ее от преподавателя, интерес к проектной деятельности был низким. Один из таких учеников сказал: "Работа над проектом научила меня ненавидеть проекты, и в итоге я остался недоволен собой".

· 56% учащихся выделяют как самый интересный исследовательский этап проекта; 32% - этап обработки собранного материала и подготовки выхода проекта; 12% - презентацию.

· По итогам выполнения проектов 74% учащихся стали выше оценивать свои возможности и способности; остальные говорили о недовольстве собой, часто добавляя, что постараются выполнить следующий проект качественнее.

· Отвечая на вопрос о том, что нужно изменить в проектной неделе, 48% отметили свою полную удовлетворенность ее ходом; 17% предложили сделать более глубокой презентацию проектов; 10% - "увеличить время проектной недели до двух недель".

На вопрос "Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?" учащиеся дали такие ответы:

· распределять правильно время

· анализировать собственные действия

· презентовать результаты своего труда

· доделывать все до конца

· достигать поставленной цели

· рассматривать тему с разных точек зрения

Проектная деятельность: роль учителя

Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. В определенном смысле, учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Для этого он как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала. Отныне его авторитет.зависит от способности быть инициатором интересных начинаний. "Каким образом, участвуя в проектной деятельности, учитель может создать условия для развития учащихся?

Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые предстоит "прожить" педагогу по ходу реализации проекта:

· энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели

· специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не обязательно во всех) областях

· консультант, организующий доступ к информационным ресурсам, в т. ч. к другим специалистам

· руководитель (особенно в вопросах планирования времени)

· "человек, который задает вопросы" (по Дж. Питту) -организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей (человек, задающий косвенные, наводящие вопросы, помогающий обнаружить ошибки и т. п.)

· координатор группового процесса

· эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта

Наиболее сложным для педагога является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие задачи, возникшие перед проектной группой, должен решать учитель, какие — сами учащиеся, а какие разрешимы через их сотрудничество? Очевидно, что степень самостоятельности зависит от множества факторов:

возрастных и индивидуальных особенностей детей, их предыдущего опыта проектной деятельности, сложности темы проекта, характера отношений в группе и др.

Проблема в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту участников проекта. Так, в начальной школе это может быть рисунок или композиция, выполненная руками детей и т. п. Не менее важно, чтобы тема проекта не навязывалась взрослыми. В крайнем случае допустим выбор одной из предложенных руководителем тем. Еще лучше, если поиск темы в группе "учащиеся + учитель" проводится по принципу "скрытой координации". Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми. Не стоит забывать, что ученик подавляющую часть своего времени загружен традиционным классно-урочным обучением и обречен играть лишь одну роль - исполнителя.

Персональные проекты по системе IB (International Baccalaureate- Международный бакалавриат)

Отличительная черта данной программы - направленность на формирование у учащихся навыков самообучения, способности к самостоятельной исследовательской работе. Одним из основных средств достижения этих целей является выполнение каждым учащимся в течение учебного года персонального проекта. В большинстве случаев персональный проект принимает форму отдельных, зафиксированных на бумаге исследований. Помимо такой формы презентации, учащиеся могут выполнить проект и в других формах (учебное пособие-макет, организация выставки или концерта, творческая работа по искусству).

Персональный проект должен удовлетворять следующим условиям:

· наличие социально или личностно значимой проблемы

· конкретный социальный адресат проекта - заказчик

· самостоятельный, индивидуальный характер работы учащегося

· надпредметный характер проекта, который не ограничивает его рамками одной учебной дисциплины.

Выполнение персонального проекта предполагает использование методов, свойственных научным исследованиям:

определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы.

Проектом руководит учитель - супервайзер, который не отвечает непосредственно ни за процесс его выполнения, ни за продукт, но создает систему условий для качественного выполнения проекта учащимся.

Оценивание проекта осуществляется на основе критериального подхода, когда достижения учащихся сравниваются с эталоном, определенным заранее в результате обсуждения на расширенных семинарах преподавателей и методистов, работающих по программам IB. Характерно, что из восьми критериев, по которым оценивается проект, семь описывают процесс работы над проектом и только один - собственно продукт. Ключевым моментом процесса оценки результатов проектной работы является развитие у учащихся навыков анализа собственной деятельности. Широко распространено самооценивание, цель которого - осмысление собственного опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих преодолению трудностей.

Что такое телекоммуникационный проект?

Телекоммуникационный проект выполняется с использованием таких компьютерных средств, как электронная почта и сеть Web-сайтов. Подобные проекты почти всегда носят межпредметный, а нередко и международный характер. Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало полноценного привлечения средств компьютерной телекоммуникации. В отечественной и зарубежной школах хорошо себя зарекомендовали:

· интерактивные приключенческие игры между двумя или более школами;

· межшкольные литературные журналы, газеты и т.п.;

· проекты, предполагающие сбор разнообразных фактов или данных и статистическую обработку;

· экологические проекты;

· проекты совместного написания литературных произведений различных жанров;

· сравнительное изучение курсов истории, географии и т.д., преподающихся в школах разных

· стран;

· изучение и анализ результатов спортивных соревнований и проведение совместных спортивных мероприятий.

Ряд телекоммуникационных проектов в развитых странах инициируется научными центрами, которые обращаются к школьникам, имеющим опыт элементарной исследовательской деятельности, -с предложениями включиться, например, в работу по наблюдению за звездным небом, климатом, загрязнением окружающей среды и т. п.

Известна серия международных проектов, выполненных в сети Internet под руководством В. Гезергуда, сотрудника Иллинойского университета (США). Эти проекты посвящены осмыслению молодежью литературных произведений. Одна группа проектов носит название "Проекты знакомства с культурой", другая - "Литературная персонификация". Их общая цель - помочь детям и учителям в разных странах расширить их понимание окружающего мира, понять сходства и различия культур.

Прием «Скрытая координация»

При выполнении телекоммуникационных проектов иногда используется прием "скрытой координации". В одной из американских школ учитель предложил двум ученикам написать электронное письмо В. Шекспиру с пояснениями, почему они так плохо ведут себя на уроках по его произведениям. "На уроках родного языка нас заставляют изучать Ваши произведения, м-р Шекспир, - написали эти ученики. - Нам это не нравится".

"Я не обижаюсь, - ответил им "м-р Шекспир" (в его роли тайно выступал учитель). -Вы ведь не сказали, что вам не нравлюсь я. Вы сказали, что вам не нравится "это". Отсюда я делаю вывод, что вам не нравится, как вас учат. Поверьте мне, что за прошедшие 400 лет было много попыток изучать мои пьесы в школах. Вы думаете, это случайно?.. В моих пьесах есть что-то, что приносит людям удовольствие, несмотря на учителей и, тем более, не благодаря им. Я надеюсь, что смогу поделиться с вами, что же это такое. Но для этого мне надо знать, кто вы и где вы находитесь". "Мы должны заниматься этой работой в свободное время, - писали ученики в ответном послании, - а учитель не слишком-то помогает".

"Что такое свободное время? В течение 20 лет я руководил театральной труппой, написал и опубликовал почти 200 больших поэм, играл в своих спектаклях и спектаклях других авторов, написал 37 довольно хороших пьес Многие удивляются, когда я успел столько сделать? Даже сегодня, несмотря на свой преклонный возраст, я работал весь день, беседуя с учениками, вроде вас, в двенадцати странах мира". Завязалась переписка учеников с "Шекспиром", и в результате школьники заинтересовались творчеством величайшего английского писателя.

Метод проектов в технологическом образовании британских школьников

Из истории предмета "Проектная деятельность и технология"

Годы

Принципы построения предмета

Название предмета (факультатива)

1950-1960

"Технология" как группа факультативных предметов для наименее способных

для мальчиков

для девочек

Работа с деревом Работа с металлом Черчение

Кулинария Шитье

1970-1980

То же, но с объединением предметов в единый факультатив

Ремесло, проектная деятельность и технология

Экономика ведения домашнего хозяйства

1990-2000

Обязательный предмет для всех школьников до 16 лет, наряду с математикой, английским языком, физикой, химией, биологией и иностранными языками

Проектная деятельность и технология

В настоящее время "Проектная деятельность и технология" - самый популярный и посещаемый предмет в английских школах. Все большее количество работодателей считает его хорошей подготовкой к любой профессиональной деятельности.

Школьники учатся проектированию с целью "изготовления качественных изделий, нужных людям". При этом используются дерево, металл, пластик, продукты питания, ткани, электроника, компьютерные средства информации. Общий процесс работы над проектом Дж. Питт, профессор Йоркского университета, представляет в виде схемы:

<--

-->

По Дж. Питту, "Метод проектов - это не алгоритм, состоящий из четких этапов, а модель творческого мышления и принятия решений". Например, этапы, представленные на схеме могут в ходе реального выполнения какого-либо проекта расположиться в такой последовательности: 1-> 7 -> 2 -> 4 -> 7 -> 9 -> 3 и т.д.

Nota Bene: проекты и проблемы.

Приступая к внедрению метода проектов в образовательную практику школы, необходимо помнить о тех проблемах, которые неизбежно возникнут на этом пути. Некоторые из таких "тонких мест" охарактеризованы ниже.

1. Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс. Это связано с тем, что оценка за проект ставится на основании презентации его продукта. Чтобы она получилась максимально объективной и всеобъемлющей, участникам необходимо внимательно отнестись к составлению, а преподавателям - к последующему анализу портфолио проекта ("проектной папке"). Грамотно составленный портфолио раскрывает весь ход работы над проектом после того, как он уже завершен.

2. При выполнении исследовательского проекта важно избежать его превращения в реферат. Конечно, реферативная часть обычно присутствует в любом исследовании, и учиться писать рефераты необходимо. Но создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей недопустимо. Мало изучить какие-то работы и грамотно изложить их содержание, - проектант должен выработать и представить собственную точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его методику.

3. При организации работы по системе проектов не всегда удается выдержать направленность проектной деятельности учащихся, обеспечив содержательное единство тем. Приведем удачный пример согласования тематики и форм продуктов в рамках единой общешкольной темы. Негосударственная школа "Логос" (г. Москва) выбрала в качестве общего направления проектной работы "Тему любви в литературе". Тема для 5 класса была определена как "Объяснение в любви литературных героев на материале сказок Пушкина" (продукт - театрализация). Тема, выбранная 7 классом, - "Дуэль во имя любви". Проект 8 класса назывался "География любовных сюжетов". Некоторые учащиеся 7-9 классов выполняли индивидуальные проекты, имеющие общую тему "Письма, портреты, высказывания великих о любви" (формы творческих продуктов в каждом случае выбирались индивидуально). Групповым проектом 10 класса был "Музей символов любви" (продукт - экспозиция художественных деталей с экскурсией)и т. д.

4. Одним из наиболее непростых является вопрос о реализации воспитательных задач в ходе проектной деятельности. При традиционной системе обучения вопросы воспитания рассматриваются, как правило, с интеллектуальной стороны: моральные принципы должны быть правильно изложены и поняты. В философии образования, основанной на проектной деятельности, основные моральные принципы - взаимопомощь, верность долгу, чувство ответственности за принятые решения - основываются на действии, они должны быть «прожиты»

Школа будущего - школа проектов?

Понятие "проект" вброшено в российскую педагогику и еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем! Подведем некоторые итоги, что же такое проект?

Проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Проектирование - это содержание обучения. Оно может быть частью учебного предмета "Технология", а может стать и отдельным учебным предметом. Самые современные области человеческой деятельности(например, дизайн и РР) основаны на проектировании, которым занимаются уже не столько технологи, сколько имиджмейкеры и маркетологи. Поэтому проектирование может лечь в основу профильных спецкурсов. Проект - это форма организации учебного процесса. Полноценный проект "не вписывается" в уроки. Природы проекта и урока - принципиально различны, и проектная деятельность может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы - в балансе альтернатив.

Проект - это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, - далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, славной качеством знаний. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое - ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.

Веселова В. В. Американская школа: ценности образования (1960 - 1990-е гг.). - М., 1999. Выписка из Образовательной программы Московского Культурологического лицея № 1310.

Версии 1999/2000, 2000/2001, 2001/2002, 2002/2003 учебных годов.

Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения // "Директор школы", -1995.-№6.

Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии М., 1998.

Дьюи Дж. Демократия и образование. -М.,2000.

ДьюиДж. Школа и общество. -М.,1925.

К вопросу о методе проектов // "На путях к новой школе", 1930. - № 7. КачаровЕ.Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л., 1926.

Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. -Л.,1925.

Килпатрик У.Х. Основы метода. -М.-Л., 1928.

Коллингс. Опыт работы американской школы по методу проектов. - М., 1926. Кронгауз В.Л., Пылаева Т.Ю. Учителю к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. - М., 1998.

Левин. Новые пути школьной работы (метод проектов). - М., 1925.

Мельников В.Е., Миг/нов В.А.,

Петряков П.А. Метод проектов в преподавании образовательной области "Технология". - Вел. Новгород, 2000.

Лицейское и гимназическое образование, 2002. - № 9.

Метод проектов в технологическом образовании школьников. - СПб,2001.

На путях к методу проектов // Под ред. Б.В. Игнатьева, М.В. Крупениной. - М., 1930.

Негосударственные образовательные учреждения Москвы. (Опыт, проблемы, поиск). - М., 2002. - Вып. 6

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.// Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

Переверзев Л. Проектный подход и требования к учителю //" Школа и производство", 2002. - №1. - С.14- 16.

Петрова В. Метод проектов. - М.,1929.

Полат Е.С. Как рождается проект. - М.,1995.

Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//"Иностранные языки в школе", 2000. - №№ 2, 3.

Полат Е.С. Технология телекоммуникационных проектов // "Наука и школа", 1997. - № 4.

Попова Н. И. Метод проектов и школа жизни. - М., 1926.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся в образовательной среде негосударственного образовательного учреждения. - М., 2001.

Проекты как способ организации детской жизни. - Ханты-Мансийск, 2002.

Проектная работа учащихся. Специальное приложение к журналу "Лицейское и гимназическое образование".

(Серия постеров "Мастер-класс. Открытый урок"), 2002. - № 9.

Развитие детского творчества через технологические проекты.

Сб. проектов для 5 - 6 кл. - Н. Новгород, 2000.

Сборник научных проектов учащихся и учителей школы. - Якутск, 2001.

Современная гимназия: взгляд теоретика и практика // Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

Трояновский Н., ТюрбертС. Что такое проект-метод // "Вестник просвещения", 1925. -№11.

ТюрбертС. Метод проектов. - М.,1925.

Чечель И.Д. Метод проекта или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула// "Директор школы", 1998. - № 3.

Янжул Е.Н. Практика метода проектов в американских школах. - Л., 1925.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.

И хотя проектная деятельность все чаще применяется в общеобразовательных школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРИВИВКА

В прошлом учебном году на городской конкурс ученических проектов «Культура мира и ненасилия в интересах детей планеты» были представлены свыше 50 проектных работ учеников 18 московских школ, использующих проектную деятельность как одну из форм организации учебного процесса (об этом «Школьный психолог» уже писал в № 14 за 2004 год). Анализ конкурсных работ позволяет, несмотря на имеющиеся различия, рассматривать проект как самостоятельную работу учащихся, осуществляемую с помощью педагога-руководителя (супервизора).

Проектная работа, как правило, имеет личностно значимую для учащегося цель, сформулированную в виде проблемы. Решая проблему, автор проекта определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе информационные. Если в прежние годы серьезную трудность представлял поиск информации в условиях ее дефицита, то спецификой сегодняшнего дня становится работа в условиях обилия информации. Эта работа развивает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений. Такая своеобразная прививка делает школьника устойчивым к разного рода влияниям, в том числе и к агрессивной рекламе.

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Как показывает опыт проектной деятельности в школе «Премьер», интерес к такой в значительной степени самостоятельной работе появляется в основном звене школы. Подростки обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения значимую цель.

Кроме того, проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса.

• Если школа не предложит подростку способов реализации его чувства взрослости, оно может проявиться рискованным поведением, уверенностью в несправедливости и необъективности взрослых; таким образом, проектная деятельность удовлетворяет желание подростка почувствовать себя взрослым, потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, доверительном отношении со стороны взрослых.

• Если в ходе учебы оценивается только результат работы и не находится места для оценки оригинальности замысла и для творческого подхода, то процесс учения теряет в глазах подростка свою привлекательность; таким образом, проектная деятельность удовлетворяет склонность подростка к фантазированию, когда результат действия становится второстепенным по сравнению с собственным авторским замыслом.

• Если подросток не получает приемлемых форм для реализации потребности экспериментировать, она реализуется в экспериментах со своей внешностью, а в худших случаях — и с психоактивными веществами, и здесь проектная деятельность удовлетворяет стремление к эксперименту, которое проявляется в попытках определить границы своих возможностей, физических и интеллектуальных.

Именно работа над проектом позволяет задумать и поставить оригинальный опыт или провести опрос среди одноклассников, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, которым смогут воспользоваться другие (новое учебное пособие, «шпаргалку» по трудной теме, фильм, литературное или художественное произведение, творческий вечер, спектакль и т.п.).

ШАГ ЗА ШАГОМ

Самым важным и на первых порах самым трудным является постановка цели своей работы. Поэтому для тех, кто делает первые шаги в проектной деятельности (а в «Премьере» это учащиеся 5–6-х классов), хорошим опытом является работа над учебным проектом.

Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, ученик увидит задачи своей работы.

Следующий шаг — как это делать. Поняв это, ученик выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.

Понятно, что ребенок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога именно в этот момент. Для формирования такого алгоритма проектной работы подходят небольшие учебные проекты, которые можно предлагать ребятам уже с пятого класса. Кстати, учебный проект — прекрасный способ проверки знаний учащихся, в этом случае контрольная работа по пройденной теме вполне может проводиться в форме защиты проекта. Наш опыт убеждает, что, постоянно выполняя учебные проекты в 5–7-м классах, к 8-му классу учащиеся приобретают достаточный опыт, чтобы перейти к работе над самостоятельными персональными проектами.

ИНИЦИАТОР СОТРУДНИЧЕСТВА

Персональный проект — это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы. Надо ли говорить, сколь важно старшекласснику научиться планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.

Есть еще одна сторона проектной деятельности, о которой необходимо упомянуть. Начиная работу над проектом, учащийся должен выбрать и пригласить к сотрудничеству супервизора — кого-либо из педагогов школы, с которым ему предстоит длительное и тесное взаимодействие. Мы намеренно не употребляем термин «руководитель проекта», подчеркивая тем самым, что инициатором сотрудничества и активной стороной взаимодействия в данном случае является школьник. Взрослый здесь выступает в роли консультанта, источника информации, вдохновителя. Такое взаимодействие дает ребятам совершенно новый опыт общения с учителем, и это представляется очень важным.

Работая над персональным проектом, подростки имеют возможность в полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями, а иногда и с личными проблемами, — примерно 20% учащихся 8–9-х классов в качестве тем персональных проектов выбирают личностно окрашенные темы.

Вот лишь несколько примеров: «Давайте жить дружно! (Как решать конфликты с родителями)», «Как преодолеть барьеры в общении», «Образ будущего глазами подростка», «Подростковая агрессивность», «Я вижу тебя насквозь (Как научиться понимать человека по его жестам, мимике, одежде)», «Эмоциональное благополучие». В этих случаях сама работа над проектом имеет большой психокоррекционный потенциал.

ОЦЕНИ СЕБЯ САМ!

Одной из особенностей работы над персональным проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчеты (на первых порах — это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью и т.п.), проанализировать их и не допускать в будущем. Такой опыт представляется очень важным, а его, к сожалению, часто не хватает не только школьникам, но и вполне взрослым людям.

Серьезные требования предъявляются к письменной части проекта. Это и оформление титульного листа, и библиография, и размещение иллюстраций. Освоив эти навыки, выпускник школы легче справится с требованиями в вузе.

Замечательный опыт самопрезентации дает ребятам процедура защиты проекта. Она имеет свой строгий регламент — 7–10 минут на выступление и 3–5 минут — ответы на вопросы. Автор должен подготовить аннотацию своего проекта, ознакомить с ней представителей жюри, позаботиться об оформлении аудитории, приготовить технику для демонстрации слайдов, видео- или аудиофрагментов, компьютерной презентации и т.п. Необходимо также пригласить зрителей, а может быть, заранее договориться, какие вопросы они зададут, чтобы выступление выглядело еще более убедительным. Есть много секретов презентации, которые осваивают ребята, защищая свои проекты.

Конечно, на первых порах во всем этом большую помощь оказывает супервизор, но в выпускных классах учащиеся вполне самостоятельно справляются со всеми проблемами.

ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ

Подходить к оцениванию результатов проектной деятельности с позиций обычной школьной отметки невозможно. Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, автор проекта имеет право на собственное нестандартное видение проблемы. Все это делает процедуру и результат оценки проекта непохожими на обычное оценивание другой школьной работы.

В школах Международного Бакалавриата разработана четкая система критериев оценки персональных проектов учащихся. Эти критерии позволяют увидеть различные стороны деятельности учащегося в ходе его работы над проектом, а также оценить результат этой работы.

Примерный перечень критериев выглядит так:

– Обоснование и постановка цели,

планирование путей ее достижения.

– Полнота использованной информации,

разнообразие ее источников.

– Творческий и аналитический подход к работе.

– Соответствие требованиям оформления

письменной части работы.

– Анализ процесса и результата работы.

– Личная заинтересованность автора,

его вовлеченность в работу.

– Качество проведения презентации.

С критериями оценивания учащиеся знакомятся заранее, в самом начале работы над проектом. Более того, они могут сами предложить какие-либо дополнительные критерии. Критерии оценивания являются своего рода инструкцией при работе над проектом. Кроме того, зная заранее, как именно его работа будет оцениваться, автор проекта может, улучшая отдельные характеристики своего проекта, повысить свой результат или, не имея такой возможности, быть готовым к более низкой оценке. В любом случае структура полученного балла будет понятна учащемуся.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЗНАНИЙ

Вот уже несколько лет педагоги нашей школы наблюдают, что проектная деятельность может научить детей умению:

• увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;

• поставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и разбить ее на тактические шаги;

• оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределить их;

• добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники, в т.ч. людей, как источник информации;

• планировать свою работу;

• выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;

• увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.

Кроме того, проектная деятельность способствует:

• развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов);

• развитию коммуникативной и информационной компетентности, других социальных навыков;

• решению профориентационных задач.

Проектную деятельность, пожалуй, можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рекомендации Министерства образования РФ № 14-51-140/13 от 21.05.2004 // Школьный психолог. 2004. № 30.

2. Мильграм Л.И., Кондаков А.М. и др. Международный Бакалавриат и российская школа. Нормативно-методическая документация для российских образовательных учреждений. — М., 1997.

3. Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Оценка без стресса: новый старый подход // Здоровье детей. 2003. № 17.

4. Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся / Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». М., 2004

Вадим РОДИОНОВ,

Мария СТУПНИЦКАЯ,

АНО «Школа «Премьер», МГППУ

4 февраля 2010 года в нашей школе прошла

ОКРУЖНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ПО ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

на иностранном языке (английский язык, испанский язык, французский язык, немецкий язык)

ТЕМА ПРОЕКТНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ:

«Учителями славится Россия,

ученики приносят славу ей.» А. Дементьев.

Цель конференции - формирование умений и навыков самостоятельной проектной исследовательской деятельности учащихся как одного из средств повышения качества образования.

Задачи конференции:

· привлечение творчески одаренных детей к самостоятельной учебной деятельности;

· развитие межпредметных связей в проектной деятельности;

· формирование коммуникативной компетенции учащихся на русском и иностранном языках;

· развитие культуры публичной дискуссии;

· формирование умений и навыков научного общения;

· создание творческих лабораторий в целях дальнейшего развития сотрудничества учащихся негосударственных и государственных школ.

Руководитель проектной группы Заварыкина Алла Алексеевна

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в школе

(опыт работы творческой группы)

"Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Проект многогранен, проект эффективен, проект неисчерпаем.

Проект - это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое - ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.

Итак, для чего нам нужен проект?

• Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, деятельностному подходу к самостоятельной деятельности.

• Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.

• Принимать самостоятельные аргументированные решения.

• Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

В течение трех лет я являюсь руководителем творческой группы "Проектная деятельность". В мою группу входят Сысоева И.А., Шумилова С.Э., Никитин Ю.М., Флора Пилото Самора, Марченкова В.И.

Это замечательные творческие люди, которые по собственному желанию серьезно занялись проектной деятельностью, хорошо понимают, что данная работа требует инициативы, организаторских способностей, большого количества дополнительного времени, чуткого отношения к детям, большой эрудированности:

Но проектная деятельность интересна и понятна этим преподавателям, поэтому только в этом учебном году членами группы проведено около 25 проектов разных видов.

Цель работы нашей группы: способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии, способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом, выявление организаторских способностей детей, развитие их творческой инициативы и умения грамотно, ярко презентовать итог своей деятельности.

Хочется выделить наиболее важные задачи, которые ставила перед собой творческая группа:

• развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся

• развитие организационных, ораторских умений учащихся

• связь работы над проектом с проблемным обучением, информационными технологиями

• привлечение к проектной деятельности преподавателей разных дисциплин и учащихся 1-11 классов

• продолжать работу по системе критериального оценивания учащихся в процессе проектной деятельности.

Хотелось бы еще отметить, что школа второй год проводила окружную проектную конференцию. В 2006/2007 году темой данного форума стала тема "Всемирное наследие в руках молодых: знать, ценить, действовать". Следовательно, тематика большинства проектов, проведенных в школе, была неразрывно связана с заявленной проблематикой. А учитывая то, что наша школа - школа с углубленным изучением иностранных языков, безусловно большое количество проектов было создано на английском и испанском языках.

Очень интересный, познавательный проект на английском языке представила ученица 11класса Маша Соколова под руководством преподавателя английского языка Сысоевой И.А. Это проект занял первое место на проектной конференции. Очень внимательное отношение к проблеме, снятый своими силами ролик, замечательное владение языком было отмечено всеми слушателями.

Также заслуживает внимание проект "Музыка и жизнь", подготовленный ученицами 8 класса Арцибашевой Анной и Александрой Иванчин-Писаревой.На презентации проекта звучала классическая музыка, которую исполняла участница проекта, была представлена интересная компьютерная презентация.

Не менее интересен проект Шумиловой С.Э., который она подготовила с учениками 5 класса. Выбрав тему "Хлеб" учащиеся нашли интересный материал о хлебе, представив на защите проекта изделия, испеченные своими руками.

Проект на английском языке Александры Иванчин-Писаревойс преподавателем Сысоевой И.А. занял 1 место на форуме "Одаренные дети".

В практику учителей английского языка вошли и игровые проекты. Создавая спектакль на иностранном языке учителя прививают детям интерес к изучаемому языку.

Необходимо отметить и проекты, созданные на испанском языке.

Проект Кузнецова Руслана, ученика 7 класса, созданный по руководством учителя испанского языка Никитина Ю.М. завоевал Гран-при на конкурсе "Одаренные дети". Умело написанное эссе, умение говорить и думать на языке, доказательность и четкость речи не могли остаться незамеченными.

Очень сложный учебный проект был представлен на конференции Арцибашевой Анной, данная работа посвящена сравнительной грамматике испанского и русского языков. Проект сложный, наполненный теоретическими сведениями, примерами. Этот проект занял первое место в окружной проектной конференции.

Два интересных проекта на испанском языке создали учащиеся под руководством Флоры Пилото Самора. Это проект "Колыбельные песни", который говорит именно о наследии, об устном народном творчестве (проект подготовлен ученицами 5 класса Семашко Яной и Васиной Аней), и не менее увлекательный проект "История моды" (Марачева Ольга и Морозова Лиля.

Эти проекты способствовали познавательной деятельности учащихся, лучшему знанию языка и умению свободно общаться на иностранном языке, расширению представлений о традициях, культуре, искусстве стран изучаемого языка. Каждый проект сопровождался компьютерной презентацией.

В этом учебном году Марченкова В.И. продолжала работу над своим долгосрочным проектом "История нашей школы". Если раньше при проведении промежуточной презентации проекта заслушивались сообщения детей, то в этом учебном году была проведена викторина с возможностью для учащихся школы воспользоваться собранным ранее материалом.

Заслуживают также внимания уроки-проекты, проведенные Марченковой В.И., например, "Династия Романовых", "Русско-турецкая война", "Культура России Х1Х века".

Я, как руководитель творческой группы, считаю, что моя задача состоит не только в том, чтобы организовывать членов группы на проведение проектов и давать им теоретические сведения, но и показывать свою работу. Недаром гласит китайская мудрость:"Скажи мне, и я многое забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь." Так мы действовали сами, так давали действовать ученикам.

Следуя этому правилу, я провела в этом учебном году целый ряд проектов. Прежде всего скажу о наиболее значимом и удачном для меня проекте - "Устное народное творчество". Проект был проведен учащимися восьмого класса для первоклассников. В 8 классе заканчивается знакомство с устным народным творчеством, и все, что было изучено и усвоено за четыре года, учащиеся вспомнили, использовали различный дополнительный материал, отобрали интересные задания - и вышли с этим материалам к первоклассникам, которые еще только начинают знакомиться с народным творчеством. Каждый восьмиклассник имел для разработки свою тему: сказки, пословицы, загадки песни, игры. Для них существовала проблема: смогут ли они донести до малышей свои знания и умения. Ребята подготовили очень интересные задания для первоклассников, пели песни, играли в народные игры, загадывали загадки, составили два фильма-сказки. Это был праздник для всех участников. Проект углубил знания восьмиклассников и вызвал интерес учеников 1 класса. Что особенно было важным в этом проекте, так это то, что преподаватель участвовал наравне с детьми в подготовке проекта, как равноправный коллега.

Следующая проблема, заинтересовавшая меня и моих учеников - это роль книги в нашей жизни.

"Книга - это духовное завещание одного поколения другому...", - писал А.И.Герцен. Книга - это такая вещь, которая с нами всегда и везде, и мы попробовали найти в ней, а вернее - ее истории непрочитанные пока страницы или просто напросто тайны! В окружающем нас рукотворном мире, созданном трудом и фантазией человека, нет ничего более таинственного и загадочного, чем книга. Мы вспомнили великие книги и великих книжников, побывали заочно в тех странах и эпохах, которые много чего добавили в книжную биографию... Так был создан проект "Книга через века". Огромный материал был собран и оформлен учениками. Защита проекта проводилась на окружной проектной конференции.

Также на конференции был представлен фрагмент проекта "Чайная гостиная" "русское чаепитие" с угощением гостей чаем, интересным рассказом в оформленной в русском стиле столовой. А сам проект представляет собой презентацию заявленной темы; он состоит из 7 разделов: история чая, виды чая, технология производства чая, чай и здоровье и фиточаи, чайный этикет, чаепитие в литературе и искусстве, рецепты.

Еще один проект, заслуживающий внимания - "Русская кухня", подготовленный пятиклассниками.

Русская кухня широко известна и любима во всем мире. Она содержит множество рецептов, которые используются поварами всех стран. В данном проекте ребята смогли ознакомиться с историей, особенностями, традициями русской кухни. А также, посмотреть и выбрать рецепты блюд, которые им наиболее понравились. Кроме того учащиеся нашли рецепты приготовления первых, вторых блюд, каш, напитков, десертов и т.д. При презентации проекта использовались загадки, викторина, фрагменты из художественных произведений.

К 65-летию разгрома немцев под Москвой, был проведен проект "Имя твое неизвестно - подвиг твой бессмертен".Ребята собрали интересный материал о героях, защищавших наш город, ездили к Могиле Неизвестного солдата, на Раевское кладбище к Могиле неизвестного солдата, к памятникам погибших в Подмосковье. Этот проект соответствует такому важному направлению работы, как патриотическое воспитание учащихся.В создании проекта участвовали ученики 5 и 6 классов (преподаватели Заварыкина А.А. и Корнеева Е.В.).

Этими же детьми (учащимися 5 и 6 классов) и теми же преподавателями был создан и игровой проект - художественный фильм "Три пояса" по сказке В.А. Жуковского. Дети проявили свои таланты в создании образов и костюмов, декораций и съемках. Фильм был просмотрен учащимися школы с последующим обсуждением.

В этом учебном году также был проведен целый ряд уроков-проектов.

Многие преподаватели школы с интересом приходили на презентации проектов, а я, как руководитель группы, стремилась привлечь их к этой деятельности.

В течение года были проведены интересные проекты преподавателями разных предметов.

• под руководством Бениной Е.Е. проведено три проекта по литературе: "Бал в русской литературе", "Дуэли и дуэлянты" "Три жизни Натали Гончаровой"

• Антонова С.А. провела проект по физике "Возникновение кинематографа"

• Киреева Ю.Н. - проект "Волга - матушка-река"- учителя начальной школы - спектакль "Снежная королева"

В школе традиционно проходят тематические линейки многие из которых представляют мини-проекты. Такие мероприятия провели в этом году Заварыкина А.А., Корнеева Е.В., Марченкова В.И., Киселева С.Е., учителя начальной школы.

Надеюсь, что следующий год будет не менее плодотворным, и к работе над проектами обратятся еще новые участники.

Проектная деятельность многое дает учащимся:

• Характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию);

• Понимать проблему (использовать знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы, формулы, таблицы, пр., интегрировать информацию из разных источников);

• Представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой);

• Решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели);

• Размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение, пр.);

• Сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей).

А также умение самостоятельно работать, развивать творческое мышление, организовать свой труд и оценить результат, овладевать навыками письменной и устной речи, развить организаторские способности, а также социальную компетентность и ораторские навыки.

За время работы творческой группы в школе проведены следующие проекты:

"История школы"

"Яблони в цвету - залог здоровья и благополучия"

"Есть в осени первоначальной"

"Человек и космос"

"Времена года в творчестве русских поэтов"

"Театр у микрофона"

"Этот мир очарованья, этот мир из серебра"

"Нобелевские лауреаты"

"Наши питомцы"

"Берегите животных"

"Календарь"

"Как встречают Новый год"

"Давайте говорить правильно"

Вниманию посетителей предлагается творческая работа Свистуновой Валентины Николаевны, учителя экологии высшей категории. Валентина Николаевна в 2006 году стала обладателем премии Мингорисполкома за активное использование современных педагогических технологий.

Проектная деятельность в экологическом образовании учащихся.

«Мир, который мы оставим нашим детям, в значительной

мере зависит от детей, которых мы оставим нашему миру».

Федерико Майор ЮНЕСКО

Нашему миру мы должны оставить, в первую очередь, здоровых детей: физически, психологически и нравственно, детей, которые понимают проблемы современного мира, и, не только понимают, но и имеют активную жизненную позицию, ищут пути и методы решения данных проблем. Анализ результатов, проводившихся еще в 80-ые годы исследований, показал, что у современных школьников слабо развита потребность практического участия в решении экологических проблем. Причина заключалась в следующем: школа ставила перед собой задачу передачи знаний, трансляцию информации. Сегодня практическая направленность является одним из ключевых принципов проектирования экологического образования. Приоритетным становится не степень осведомленности учащихся в экологической проблематике, а уровень экологической культуры молодых людей, который включает в себя как осознание своей ответственности за дальнейшую судьбу эволюции, так и поведение, действия, способствующие решению проблем окружающей среды, ее устойчивому развитию, сохранению жизни на Земле.

Термин «экологическое образование для устойчивого развития» обозначает изменение подхода к самой сути образования, предполагающая принятие решений по инициативе детей вместе со взрослыми.

Цель образования для устойчивого развития – помочь учащимся принять такие ценности, развить такие знания и умения, которые позволят им в дальнейшем выбирать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты. Образование для устойчивого развития – это изменение подхода к самой сути образования. Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Выдающийся мыслитель древности Демокрит утверждал, что лучше думать, перед тем как действовать, чем после того. Образование для устойчивого развития как раз и направлено на то, чтобы сформировать у подрастающего поколения четкое понимание существующей взаимосвязи любого действия и его последствий для окружающей среды.

Решению данных задач в современной школе может способствовать только переход на новый тип обучения - «инновационный». Термин «инновация» означает нововведение, связанное с внесением изменений: в организацию, цели, содержание, методы и формы обучения, в деятельность обучающего и обучаемого, в учебно-методическое обеспечение, в систему воспитания и т. д. Одним из инновационных направлений в экологическом образовании, является метод проектов (основатели и разработчики – ДЖ. Дьюи, В. Х. Килпатрик). И, хотя данный метод имеет почти вековую историю существования, именно в последнее время, с точки зрения многих экспертов, он выдвигается в ряд ведущих методов.

Метод проектов – комплексный обучающий метод, который дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, достижении поставленной цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектной деятельности – один из эффективных интерактивных методов обучения.

Цели проектной деятельности: развивать навыки работы в группе, умение сотрудничать, выполнять различные роли, взаимодействовать с другими людьми; умение выявлять проблемы и самостоятельно искать пути решения поставленных задач; критически осмысливать информацию, принимать осознанные решения. Проектная деятельность развивает творческий потенциал, исследовательские умения и навыки, формирует осознанность, гибкость мышления, развивает такие качества личности как самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, умение отстаивать свою позицию, уверенность в себе.

Проектная деятельность предполагает соблюдение определенных правил:

1. В команде все члены равны. Каждый может стать лидером и одновременно каждый умеет подчиняться мнению большинства.

2. Команды, работающие над созданием проекта, не являются соперниками.

3. Каждый вносит посильный вклад в разработку проекта.

4. Ответственность за полученный результат несут все члены команды.

Таким образом, проектное обучение создает необходимые условия для саморазвития ученика как субъекта познания. Создание проекта предполагает самостоятельную деятельность по решению актуальной проблемы и получение конкретного, практически значимого результата.

Главная идея проектной деятельности состоит в том, что лишь та деятельность выполняется учеником с большим увлечением, которая выбрана им самостоятельно. Метод проектов – это метод обучения, предполагающий постановку самими учащимися значимой и интересной для них проблемы (не просто темы, а именно проблемы), которую необходимо решить, получив конкретный, «осязаемый» результат. Как правило, результат проекта не определен заранее (открыт), но предполагается, что он будет иметь практическое значение (в экологическом образовании продукт проекта имеет непосредственную социальную значимость). Работа над проблемой предполагает особым образом организованную поисковую деятельность, активное применение полученных знаний, приобретение новых, носит междисциплинарный характер.

Учитель, в свою очередь, так же должен быть готов психологически и интеллектуально к организации проектной деятельности, где ему предоставлена роль «фасилитатора», консультанта, направляющего и стимулирующего действия учащихся; к организации обучения с использованием интерактивных методов, групповой и индивидуальной работы с учениками.

В школе можно использовать различные виды проектов, классифицирующиеся по виду деятельности, по характеру контактов, продолжительности выполнения, количественному составу участников.

На практике используются смешанные типы проектов, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, игровых.

Конструкт образовательного проекта включает в себя:

· Выделение проблемы.

· Четкая формулировка и понимание цели.

· Постановка задач.

· Определение целевых групп и конкретных временных рамок.

· Выдвижение гипотезы (если проект исследовательский), определение ожидаемого результата.

· Планирование направлений и этапов проектной деятельности.

Фазы проекта:

- идея;

- планирование;

- реализация;

- оценка результатов (регулярная самооценка, контроль и мониторинг);

- подведение итогов.

Методика проектной деятельности используется мною на протяжении ряда лет, как на уроках экологии, так и во внеурочной деятельности. Рассмотрим более подробно использование метода во внеурочной деятельности. В последние три года, она подтвердила свою значимость и результативность, о чем свидетельствуют победы на республиканских и международных конкурсах экологических проектов. 2004 год - проект «Сад чувств как составная часть Природного сада» занял третье место на городском конкурсе экологических проектов и научно-исследовательских работ.

2005 год - проект «Энергосбережение в школе и дома» - первое место в республиканском конкурсе по теме «Энергосбережение» в рамках программы ШПИРЭ.

2006 год – данный проект получил первое место на Международном конкурсе в Санкт – Петербурге, где приняло участие 57 представителей разных стран.

Проект «Дадим отходам второй шанс», находящийся на стадии реализации, был представлен на открытом республиканском конкурсе экопроектов на английском языке.

Рассмотрим более подробно процесс планирования любого проекта, которая требует достижения конкретной цели и эффективно проведенной работы. Прежде, чем начать планирование, необходимо ответить на ряд вопросов: Кто? Для чего? Когда? С кем? Как? Что?

Кто?

Первый вопрос, на который мы отвечаем в процессе планирования, это вопрос кто организует данный проект, или, другими словами, кто Вы и Ваша организация. Что знают и думают о Вас, насколько Вам можно доверять, каков Ваш профиль, имидж, являетесь ли Вы профессионалом в своем деле и стоит ли оказывать Вам поддержку. Если нет, то необходимо представить себя таким образом, чтобы повысить степень доверия к себе, организовав какие- либо акции, кампании, подтверждающие Вашу компетенцию и желание работать.

Пример. Мы, команда учащихся лицейского 10 «А» класса с химико-экологическим профилем СШ №113, работающие над проектом «Дадим отходам второй шанс» под руководством В. Н. Свистуновой., учителя экологии, являющейся лидером команды.

Лидер команды обеспечивает согласованность действий остальных членов команды, несет ответственность за ход проекта, располагает соответствующими властными полномочиями такого уровня, который позволяет решать возникающие проблемы. Именно этот человек должен играть определенную роль в реализации проекта, именно он должен обладать развитым чувством гражданской ответственности. Он должен понимать, что эта дополнительная работа, которая не будет оплачена, но принесет пользу защите и охране окружающей среды.

Для чего?

Для чего мы беремся за это дело? Чего мы хотим достичь? – следующий вопрос, требующий ответа. Необходимо хорошо знать проблему, которую хотим осветить, изучить информацию из всевозможных источников (библиотека, СМИ, Интернет, статистические данные, научные работы и т. д.), чтобы доказать, что проблема актуальна и заслуживает внимания общественности. Другими словами, требуется четкое обоснование выбора.

Из опыта. Наша цель – организовать раздельный сбор бытовых отходов у себя в школе и в микрорайоне, проинформировать учащихся и население о проблемах, создаваемых бытовыми отходами и побудить их к действию, тем самым способствовать снижению загрязнения территории Фрунзенского района города Минска, улучшению экологической обстановки и здоровья населения.

С кем?

С кем идти в достижении поставленной цели, так как в одиночку решить многие проблемы сложно, а некоторые невозможно. Целевая группа, партнеры и союзники, заинтересованные в данном проекте, люди напря


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: