Противоречие
Формулирование противоречия помогает лучше понять корень вашей проблемы и найти ее точное решение. Как правило используется следующая формулировка:
"Данная часть системы должна обладать свойством "A", чтобы выполнять нужную функцию, – и свойством "не A", чтобы удовлетворять существующим ограничениям и требованиям".
Или по-другому:
"Должно выполняться действие "А", чтобы задача была решена, – и должно выполняться (выполняется) действие "не А", потому что такова реальность".
Ресурсы
В основе красивых и эффективных решений лежат ресурсы, уже имеющиеся в нашей Системе (Система – "контекст", в котором возникает задача, ситуация, обстановка): то есть мы ничего не добавляем извне, а результат достигается. Так, решая простую задачу, зачастую достаточно лишь поискать нужный ресурс.
Какие бывают ресурсы?
Принято классифицировать ресурсы следующим образом:
· Материально-вещественные (вещества, предметы, товары, деньги, оборудование и т.д.).
|
|
· Информационные (каналы и носители информации).
· Ресурсы времени.
· Ресурсы пространства (площадь, объем и т.д.).
· Энергетические ресурсы и поля (тепловая, электрическая, электромагнитная, атомная энергия, звуковые сигналы и т.д.).
· Человеческие (сами люди, а также их стереотипы, мотивация, каналы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание).
· Другие ресурсы (события прошлого, имидж, культура и др.).
И еще одна важная хитрость. Мы знаем, что свойства веществ под неким воздействием могут меняться. Например, железо в магнитном поле само становится магнитом, вода от холода становится льдом, а шелк начинает светиться под ультрафиолетовым излучением... Иногда в системе нет ресурса с нужным свойством, но мы можем его получить, изменив имеющиеся вещества, систему или её части.
Как использовать ресурсы (последовательность действий):
1. Сформулируйте задачу.
2. Определите: какие ресурсы нужны? В каких количествах?
3. Просмотрите ресурсы. Сначала уже имеющиеся в системе, потом – те, которых в самой системе нет, но легко и дешево получить. И лишь в последнюю очередь редкие, дорогие, "трудоемкие" ресурсы.
4. Оцените ресурс. Каков будет эффект от его использования? Каковы затраты на использование или добычу (приобретение) этого ресурса?
5. Определите: каким образом применить ресурс?