Наука — это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным является не всякое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное. В науке различают
два уровня исследований — эмпирический и теоретический.
Эмпирический и теоретический уровни различаются, во-первых, по способам и методам деятельности: в основе эмпирического уровня лежит научно-практическая деятельность; в основе теоретического уровня — абстрактно-теоретическая деятельность. Главной познавательной задачей эмпирического этапа является описание явлений, а на теоретическом — объяснение изучаемых явлений. Во-вторых, уровни научного знания различаются по характеру и формам знания: на эмпирическом уровне формируются фактуальное знание, эмпирические обобщения, непосредственно отражающие свойства и отношения явлений действительности; на теоретическом уровне отражаются существенные характеристики явлений, их закономерности.
Относительность деления научного познания на уровни проявляется в том, что они находятся в тесной взаимосвязи, взаимозависимости. Ни один вид эмпирического исследования невозможен без теоретических предпосылок, которые воспроизводят определенные представления о предмете исследования. И любая теория опирается на практику, на эмпирические данные.
Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента, чувственное познание здесь становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса.
Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
К Поппер: Любая теоретическая система должна удовлетворять двум основным требованиям: а) непротиворечивости и опровержимости, б) опытной экспериментальной проверяемости.