Проблема включения новых теоретически представлений в культуру

Культура - сложное общественное образование, сохраняющее свои характерные черты в процессе воспроизводства. Первостепенную роль в ней играет механизм самосохранения. Если культура имеет жесткий механизм контроля над воспроизводством, тогда она будет «выталкивать» все чужое ей. Если культура не имеет этого механизма, то она перестанет быть культурой, «сольется» со средой. Таким образом, культура будет отвергать некоторые инновации как «чужие». И в первую очередь это будет касаться теоретических инноваций, так как материальным и техническим инновациям противостоять труднее.

Контроль со стороны культуры 2 наиболее общих типов нового: заимствованными и прирожденными самой культурой. Заимствование происходит выборочно (можно заимствовать телевидение, мобильную связь, а в странах с радикальным исламизмом охотно заимствуют автомат Калашникова, а не телевидение). Культура, которая стремится идентифицировать себя с «развитой» культурой на высоком уровне, обычно стремится породить что-то сама. Т.о. в первом случае – культура-реципиент, во втором – культура-донор.

Культура, ориентированная на производство нового, вынуждена считаться с продуктами этого производства и адаптировать не только технологические результаты такой деятельности, но и ее теоретические предпосылки, которые изменяют ее собственную структуру, систему ее ценностей и норм. Для традиционной культуры такие задачи чужды. Здесь все новое рассматривается негативно. Но такая культура одновременно является и хрупкой и неустойчивой. ЕЕ способно разрушить самое безобидное нововведение. «Материальная часть» современных традиционных культур неизбежно исчезает под натиском индустриального производства. И виной этому механизм самосохранения культур – закон экономии энергии. Но чем сильнее этот натиск индустриальных культур, тем большее сопротивление ему оказывает «духовная часть» традиционных культур.

Иная картина современной постиндустриальной культуры: новые теоретические представления становятся необходимым компонентом выживания культуры, но они же являются одновременно и силами, разрушающими эту культуру. Такой тип социального бытия проходит в условиях «перманентной культурной революции». Новые теоретические представления в культуру путем постоянной перестройки ее фундаментальных положений. А такая перестройка не может происходить без перестройки социальной и духовной сфер. Наука в итоге затрагивает жизнь и интересы каждого человека. В первую очередь эти новые представления затрагивают область метафизических положений. Главным образом наука оказывает влияние на онтологию, т.к. она теперь решает какие классы объектов считать существенными, а какие нет. Новые представления предают сложность для метафизики и для самой науки, а не для обыденного сознания (для него они невидимы). Для философии может понадобиться пересмотр всех основоположений.

Любое новое теоретическое представление должно пройти сложную работу, в результате которой оно может быть изменено до неузнаваемости. Для этого необходимо проверить его логическую непротиворечивость по отношению ко всей совокупности остальной духовной сферы культуры, должны быть перестроены не только ее научные, но и метафизические, религиозные, этические и социальные представления. Любое нововведение, затрагивающее чьи-либо социальные интересы, проходит несколько этапов коллективной цензуры, гласной и негласной, сознательной и бессознательной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: