Здравоохранение

Функции областного и районного центра должны во многом предопределять высокие показатели развития здравоохранения в городе Омске. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области на начало 2005 года общая численность врачей в городе Омске составляла 9,3 тыс. человек, а среднего медицинского персонала – 16,7 тыс. человек. Общее число амбулаторно-поликлинических
и больничных учреждений оценивалось соответственно в 179 и 60 единиц, а их мощность – 25,7 тыс. посещений в смену и 16,1 тыс. больничных коек.

Однако обслуживание населения города Омска осуществляется главным образом муниципальными учреждениями здравоохранения, объем услуг и местонахождение которых должны удовлетворять потребности жителей каждого административного округа. Поэтому за исходную базу оценки перспектив развития и размещения учреждений здравоохранения в городе Омске приняты данные о работе муниципальных амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений, услугами которых наиболее часто пользуется население.

В муниципальных учреждениях здравоохранения на начало 2005 года работали 6,6 тыс. врачей и 11,75 тыс. среднего медперсонала, или примерно 70% от их общего числа в городе Омске. Это значительно больше нормативной потребности, равной 4,7 тыс. врачей и 13,1 тыс. работников среднего медицинского персонала (исходя из норматива 41 врач и 134,5 работников среднего медицинского персонала на 10 тыс. населения). Однако мощности амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений меньше существующей потребности и требуют дальнейшего развития.

Муниципальные амбулаторно-поликлинические учреждения являются основным звеном первичной медицинской помощи населению и должны удовлетворять его потребности не только по мощности, но и местоположению, т.е. иметь оптимальный радиус обслуживания.

В настоящее время мощность муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений составляет 17,3 тыс. посещений в смену, что
на 3,4 тыс. меньше нормативной потребности. Если исходить из средней мощности поликлиники 500 посещений в смену, то сейчас в городе Омске для полноценного обслуживания населения не хватает 7 таких учреждений. В 2025 году потребность в амбулаторно-поликлинических учреждениях практически сохранится на сегодняшнем уровне (20,5 тыс. посещений в смену). Поэтому
в городе Омске необходимо построить, по крайней мере, еще 7 новых поликлиник, соответствующе оборудованных и с врачами разных специальностей. В дополнение к этому можно создавать офисы для врачей общей практики, что уже сейчас делается.

Обеспеченность жителей административных округов амбулаторно-поликлиническими учреждениями заметно отличается, что видно
из представленной таблицы 5.5.1. Если в Центральном и Октябрьском административных округах фактическая мощность этих учреждений выше нормативной потребности, то в Кировском она меньше почти на 2 тысячи,
в Ленинском – на 1 тысячу и в Советском – на 1,4 тысячи посещений в смену.

В Центральном административном округе даже при росте численности населения до 300 тысяч человек нормативная потребность к 2025 году
не превысит фактическую мощность расположенных здесь амбулаторно-поликлинических учреждений. Совсем другое положение в Кировском административном округе, где также предусматривается рост численности населения, а фактическая мощность уже сейчас почти в 2 раза меньше нормативной потребности. Совершенно очевидно, что ввод в действие в 2007 – 2008 годах в этом округе 2-х поликлиник, для детей и взрослых, лишь несколько улучшит обеспеченность, но не решит проблемы. Поэтому
в Кировском административном округе предстоит построить еще две новые поликлиники. В Ленинском и Советском административных округах нормативная потребность хотя и уменьшится, но независимо от этого предстоит проработать вопрос о целесообразности строительства в каждом
из этих округов 2-х поликлиник. Сеть амбулаторно-поликлинических учреждений города следует сформировать таким образом, чтобы жители каждого округа не испытывали транспортных и других неудобств получая первичную медицинскую помощь.

Таблица 5.5.1.

Потребность в амбулаторно-поликлинических учреждениях
в административных округах города Омска

(посещений в смену)

Административные округа Наличие на начало 2006 г. Потребность
2006 г. 2015 г. 2025 г.
Кировский        
Ленинский        
Октябрьский        
Советский        
Центральный        
город Омск        

Уровень обеспеченности жителей города Омска муниципальными больничными учреждениями сейчас также ниже существующей потребности.

На начало 2006 года их мощность составляла 7,5 тыс. круглосуточных больничных коек, что практически в 2 раза меньше нормативной потребности. Безусловно, надо учитывать, что жители города Омска пользуются
и областными больничными учреждениями. Однако следует отметить, что мощность всех больничных учреждений города Омска, составляющая 16,1 тыс. больничных коек, всего лишь на 700 больничных коек больше, чем нормативная потребность жителей города Омска, в то время как областные больницы должны обслуживать жителей всей Омской области.

В рассматриваемой перспективе нормативная потребность практически останется на сегодняшнем уровне – 15,2 тыс. больничных коек. Что касается обеспеченности жителей административных округов муниципальными больничными учреждениями, то она во всех округах меньше нормативной потребности, что видно из представленной таблицы 5.5.2.

Вопрос размещения больничных учреждений потребует детальной проработки на стадии реализации генерального плана.

Таблица 5.5.2.

Потребность в больничных учреждениях

в административных округах города Омска

Административный округ Наличие на начало 2006 г. Потребность (коек)
2006 г. 2015 г. 2025 г.
Кировский        
Ленинский        
Октябрьский        
Советский        
Центральный        
город Омск        

В заключение данного раздела следует остановиться еще на нескольких видах социальных услуг, развитие которых в перспективе заслуживает особого внимания.

Прежде всего, это относится к обеспеченности местами в домах для престарелых и инвалидов, поскольку прогнозируется значительный рост численности населения старше трудоспособного возраста – по минимальному
и максимальному вариантам соответственно на 65 и 80 тыс. человек.
В настоящее время в городе Омске работают всего два дома для престарелых
и инвалидов на 987 мест, что почти в 3,5 раза меньше нормативной потребности (30 мест на 10 тыс. жителей).

В городе Омске ощущается явный недостаток почтовых отделений, – всего 67 фактически действующих против 176 по нормативной потребности.
И хотя в перспективе потребность несколько уменьшится, и может измениться норматив (сейчас 1 почтовое отделение на 6,5 тыс. человек), необходимость увеличения почтовых отделений, услуги которых являются массовыми, очевидна.

Фактическое количество гостиниц (17) и мест в них (1529) также меньше нормативной потребности (5,7 тыс. мест), поэтому они не могут обслужить всех приезжающих в город Омск, которых с каждым годом становится все больше. Размещать новые гостиницы предлагается в Кировском и Центральном административном округах.

Особое место в перечне социальных услуг населению занимают общедоступные библиотеки, которых в городе Омске с каждым годом становится все меньше. Только за 2 последних года их число уменьшилось
с 63 до 56 единиц. Для сравнения отметим, что в 1995 году их насчитывалось 96 единиц. Наибольшее количество библиотек расположено в Центральном административном округе, а меньше всего – в Кировском и Ленинском административных округах, что явно не соответствует потребностям населения. Вопрос сохранения действующих, а тем более создания новых библиотек,
не простой, учитывая выделяемые на эти цели бюджетные средства. Однако
о важности положительного решения этой проблемы свидетельствует хотя бы тот факт, что в местных бюджетах развитых европейских стран на эти цели направляется до 30% общих расходов бюджета.

Важная роль в формировании здорового образа жизни отводится организации работы спортивных сооружений, рассчитанных на широкие массы населения. Однако площадь открытых (плоскостных) спортивных сооружений и спортзалов соответственно в 6 и 2 раза меньше нормативной потребности,
о чем свидетельствуют данные в паспортах социально-экономического развития административных округов. Хуже всего ситуация в Кировском административном округе, где площадь указанных спортивных сооружений
в десятки раз меньше нормативной потребности. Не лучше обеспеченность жителей города Омска и физкультурно-оздоровительными комплексами, фактическое число которых равно 38 при нормативной потребности 95 единиц. Поэтому в рассматриваемой перспективе предусмотрено развитие спортивных сооружений для массовых занятий спортом, прежде всего территории для дворовых спортивных площадок.

6. Основные экологические требования
к градостроительному развитию города Омска

Основными экологическими требованиями к градостроительному развитию города Омска являются:

- радикальное оздоровление городской среды в зонах ее устойчивого экологического дискомфорта, прежде всего в промрайонах, вдоль транспортных магистралей, в пределах санитарно-защитных территорий,
в зонах активной антропогенной нагрузки (центральная часть города Омска);

- защита существующих территорий природного комплекса
от неблагоприятных антропогенных воздействий, реализация мер
по реабилитации и воссозданию утраченных в результате хозяйственной деятельности территорий природного комплекса, а также по формированию новых зеленых массивов и охране водных объектов;

- повышение комфортности среды жизнедеятельности, в том числе путем озеленения территории и улучшения микроклиматических условий в жилых
и общественных зонах города Омска.

Необходимыми условиями для выполнения экологических требований
к градостроительному развитию города Омска генеральным планом предлагаются следующие мероприятия:

- ликвидация зон экологического риска, создающих существенную угрозу безопасности здоровья жителей, в первую очередь – осуществление мер
по санации, реабилитации, реорганизации использования территорий, имеющих критический уровень загрязнения (территории несанкционированных свалок, захоронений отходов, повышенной радиоактивности, зоны загазованности
и шумового дискомфорта, примагистральные полосы, зоны воздействий электромагнитных полей (ЭМП) и пр.);

- ликвидация производств, являющихся источниками высокой экологической опасности;

- внедрение экологически чистых мало- и безотходных, бессточных технологий в промышленности, энергетике, строительстве и других отраслях;

- использование в городе Омске автомобилей, соответствующих международным стандартам по содержанию в выхлопных газах загрязняющих веществ и формированию шума;

- полное оснащение предприятий города Омска газо-, пыле-
и водоочистным оборудованием, отвечающим прогрессивным экологическим стандартам;

- обеспечение стандартов качества питьевой воды и очистки производственных и коммунальных сточных вод и поверхностного стока;

- полная переработка и обезвреживание производственных и твердых бытовых отходов.

7. Основные направления сохранения и развития
территорий природных и природно-антропогенных комплексов,
образующих экологический каркас города Омска

Природные и природно-антропогенные комплексы города Омска представляют собой совокупность территорий с преобладанием растительности и (или) водных объектов, выполняющих преимущественно природоохранные, рекреационные, оздоровительные, ландшафтообразующие функции
и формирующих природно-ландшафтный каркас города – экологический каркас. В его состав входят: природные территории – лесные и лесопарковые массивы, естественные незастроенные долины рек и ручьев; озелененные территории – парки, сады, бульвары и скверы, а также озелененные территории жилой застройки, объектов общественного, производственного и коммунального назначения; резервные территории – территории, зарезервированные для восстановления нарушенных и воссоздания утраченных природных территорий, для организации новых озелененных территорий.

Основные направления сохранения и развития территорий экологического каркаса предусматривают следующие мероприятия:

- сохранение целостности существующих зеленых насаждений и природных комплексов, особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ);

- прекращение агрессии на дендропарки и организованные зеленые участки;

- восстановление, воссоздание русел и долин малых рек, ручьев, озер, иных нарушенных и утраченных компонентов и ландшафтов;

- дополнение новыми зелеными участками (узлами), средозащитными комплексами и ООПТ, увеличение их площади и формирование дополнительных пространственных связей экологического каркаса;

- максимальное озеленение вдоль магистралей, в составе селитебных
и производственных территорий, с выделением санитарно-гигиенической, декоративно-планировочной и рекреационной функций;

- формирование единой непрерывной, устойчивой многофункциональной системы озеленения городской среды;

- создание вокруг города Омска т.н. «зеленого кольца», усиление связей
с пригородными ландшафтами;

- разработка и утверждение проекта лесоустройства городской территории как основного документа по регулированию управленческих решений в этой области;

- создание полноценной специализированной муниципальной службы зеленого и ландшафтного строительства для профессионального решения вопросов комплексного озеленения и благоустройства городской территории, осуществления мониторинга в этой области;

- установление правовых режимов регулирования и ограничения градостроительной деятельности в пределах озелененных территорий
и природных комплексов;

- совершенствование мониторинга за состоянием компонентов окружающей среды и здоровьем населения, приведение этой работы в единую систему с целью получения данных по комплексной оценке состояния окружающей среды, выявления негативных факторов и принятия своевременных адресных решений по оздоровлению экологической обстановки. Для эффективного градоэкологического регулирования требуется организовать информационно-аналитический экологический центр.

Планировочная и архитектурно-пространственная структура

Планировочная и архитектурно-пространственная структура характеризует целесообразность, удобство, выразительность и гармонию пространственной организации среды жизнедеятельности, взаиморазмещение
и взаимодействие ее природных, жилых, общественных, производственных
и инфраструктурных составляющих. Организующей основой городского пространства являются: природно-ландшафтный и урбанизированный каркас территории города.

Природно-ландшафтный каркас образует природоохранную
и рекреационную функциональную подсистему города, который формируется системой речных долин и зеленых массивов. Развитие природно-ландшафтного каркаса предусматривает воссоздание и формирование новых зеленых пространств, восстанавливающих непрерывность природно-ландшафтной структуры города Омска. Архитектурно-пространственная организация природно-ландшафтного каркаса предусматривает сохранение, выявление, зрительное раскрытие и акцентирование исторически характерных ландшафтных панорам, садово-парковых комплексов и силуэта города Омска.

Урбанизированный каркас является основой общественной
и производственной функциональных подсистем города, формируется ядром исторического центра в границах улиц Фрунзе – Маршала Жукова – Масленникова, транспортными магистралями, главными улицами Красный Путь, Ленина, проспект Карла Маркса, Гагарина, Герцена, Тарская, Орджоникидзе, площадями Соборная, Победы, Театральная, Ленина, градостроительными узлами предмостной право- и левобережной части метромоста, предмостной территории моста через реку Омь по улице Маршала Жукова, градостроительными комплексами на пресечении улиц Фрунзе – Орджоникидзе – Тарская – Герцена, на пересечении улиц Маршала Жукова
и 10 Лет Октября. Ответственную роль в формировании центра города Омска играет застройка территории вдоль улицы Гагарина и вдоль берегов реки Омь, начиная от улицы Б. Хмельницкого. Центр города Омска и примагистральные территории характеризуются наиболее высокой интенсивностью деятельности и использования территории. Развитие урбанизированного каркаса предусматривает:

- совершенствование его исторически сложившейся структуры, усиление роли ядра исторического центра как национального, культурного
и общественного символа;

- развитие общегородского центра за счет создания торгово-развлекательного и офисно-делового центра на левом берегу реки Иртыш вдоль улиц Конева и Комарова;

- акцентирование главных транспортных связей и узлов системой высотных общественно-деловых центров и линейных примагистральных многофункциональных комплексов;

- формирование новых и завершение строительства существующих дублеров главных магистралей. Это транспортная связь вдоль набережной
на правом берегу реки Иртыш с одновременным созданием укрепленных набережных вдоль реки Иртыш и реки Омь в черте города, в левобережном районе города Омска создание транспортной магистрали по ул. Крупской
от моста по ул. Лукашевича до моста по ул. Фрунзе с выездом на ул. 70 Лет Октября.

Архитектурно-пространственная организация урбанизированного каркаса предусматривает зрительное акцентирование его характерных элементов – ансамблей площадей и крупных градостроительных комплексов, высотных доминант, фронтальной застройки главных общественных улиц, контрастного силуэта города.

Наиболее радикальные преобразования планировочной и архитектурно-пространственной структуры города Омска предусматриваются
в левобережном районе города Омска и в районе нового строительства
по ул. Завертяева.

В периферийных районах города Омска предложено осуществить планировочную и архитектурно-пространственную структуризацию территории, прежде всего крупных жилых массивов – сформировать системы центров, общественных и пешеходных зон, озелененных территорий жилых районов, микрорайонов, жилых групп и комплексов; уплотнить сеть местных улиц и кварталов; обеспечить формирование жилой среды, сомасштабной человеку и гармонично взаимодействующей с городскими и пригородными природными ландшафтами.

В историческом центре предусмотрено: сохранение, воссоздание
и акцентирование исторически сложившейся планировочной и архитектурно-пространственной структуры ансамблей главных улиц, площадей, парков, бульваров и скверов, структуры уличной сети, сети кварталов, структуры исторических морфотипов застройки; формирование системы пешеходных зон, улиц и маршрутов; воссоздание утраченных элементов исторического природно-ландшафтного каркаса.

Главной целью социально-экономического развития города Омска
в период до 2025 года является создание благоприятных условий проживания для всех жителей города Омска. Стабилизация и даже некоторое сокращение численности населения позволяет провести качественные преобразования
в хозяйственном комплексе города Омска, повысить уровень обеспеченности его жителей объектами и услугами социально-культурной сферы, улучшить
их жилищные условия. При этом будут приняты все необходимые меры для роста рождаемости и снижения смертности населения, что помимо решения общенациональной задачи позволит также сохранить число жителей города Омска свыше 1 млн. человек.

Специфика предстоящего периода заключается в том, что даже при условии значительного улучшения коэффициентов рождаемости и смертности в городе Омске будет происходить абсолютное сокращение числа жителей,
а особенно – населения в трудоспособном возрасте, демографическая нагрузка на которое возрастет примерно в 1,5 раза. Безусловно, это окажет влияние
на некоторые стороны жизни города Омска, но принципиально не отразится
на его дальнейшем развитии. Для этого город Омск располагает мощным экономическим потенциалом, достаточно диверсифицированной отраслевой структурой производства, высококвалифицированными кадрами, мощной научной и образовательной базой. Сокращение потенциальной численности экономически активного населения не окажет отрицательного воздействия
на развитие экономики города, поскольку в рассматриваемой перспективе уже невозможно будет обойтись без давно назревшей необходимости модернизации и технического перевооружения производства, что приведет к росту производительности труда и сокращению численности работников.

В целях обеспечения безопасности населения, улучшения экологической обстановки и создания благоприятных условий для дальнейшего территориального развития города Омска в числе первоочередных задач остается вынос за его пределы аэропорта. Не менее важное значение имеет строительство линии метрополитена, связывающей Центральный, Кировский и Советский административные округа города Омска, что позволит продолжить формирование центральной оси города Омска и снизить нагрузку на транспортные магистрали.

Дальнейшее развитие административных округов города Омска намечается осуществлять следующим образом:

- Центральный административный округ сохраняет функции административного и культурно-исторического центра города и области;

- Кировский административный округ развивается как деловой и научно-образовательный центр, расположенные здесь предприятия пищевой промышленности при решении вопроса энергообеспечения могут быть дополнены рядом новых производств;

- Советский и Октябрьский административные округа сохраняют ведущие функции в промышленном производстве;

- Ленинский административный округ продолжает развиваться как основной транспортный узел города Омска.

Основное ядро города Омска предлагается формировать по оси Центральный – Кировский административные округа города Омска, взаимосвязь которых усилилась со сдачей в эксплуатацию метромоста и еще больше возрастет после пуска линии метро.

В целях решения жилищной проблемы в городе Омске до 2015 года потребуется ввести примерно 5 млн. квадратных метров жилья, разместив основные объемы строительства в Кировском (не более 2,5 млн. кв.м)
и Центральном (около 2 млн. кв.м) административных округах города Омска.

Основные параметры города Омска (без территорий п. Береговой
и Крутая Горка) представлены комплексом показателей, характеризующих демографические данные: показатели застройки, транспортной и инженерной инфраструктур и экологии (таблица 8.1.).

Таблица 8.1.

Основные параметры территории города Омска

№ п/п Наименование показателей Ед. изм. Генеральный план 1970 г. Современное состояние Проект 2025 г.
  Общая площадь земель, в условных границах проектирования (городская черта) – всего Га % 39 600 100% 56 940,0 100% 56 940,0 100%
  в том числе территории:        
  жилой застройки (кварталы, микрорайоны)- всего « 8 370,0 21,1% 5 294,0 9,4% 9 980,0 17,5%
  из них:        
1.1 многоэтажная застройка   7 295,0 18,4% 2 430,0 4,4% 5 250,0 9,2%
1.2 капитальная застройка смешанного типа « - - 2100,0 3,7%
1.3 индивидуальная 1-этажная жилая застройка с приусадебными участками « 1 075,0 2,7% 2 864,0 5,0% 2 630,0 4,6%
  территории общественно-деловой зоны « 1 290,0 3,3% 560,0 1,0% 1 960,0 3,4%
  улицы, дороги « 2 650,0 6,7% 1 993,0 3,5% 7 058,0 12,4%
  территории производственных и коммунально-складских зон (в т.ч. территории специального назначения) « 7 196,0 18,2% 13 280,0 23,3% 13 500,0 23,7%
  коллективные сады « 870,0 2,2% 5 357,0 9,4% 4 500,0 8,0%
  рекреационные территории (в том числе зеленые насаждения общегородского значения: парки скверы, бульвары) « 2 590,0 6,5% 850,0 1,5% 2 950,0 5,2%
  акватория реки Иртыш, реки Омь « 1 150,0 2,9% 1 150,0 2% 1 150,0 2%
  резервные территории в южной части города « 9 000,0 22,7% 13 400,0 23,5% 7 860,0 13,8%
  городские природные территории « 6 000,0 15,2% 14 650,0 25,7% 7 796,0 13,7%
  прочие территории « 484,0 1,2% 406,0 0,7% 186,0 0,3%

В целях оздоровления городской среды при реализации градостроительных мероприятий в сфере развития планировочной
и архитектурно-пространственной структуры планируется:

- зонирование городской территории, путем перераспределения, сокращения и вытеснения из селитебных и рекреационных зон имеющихся в их границах производственных образований. Исключить возможность развития жилой застройки в промзонах и санитарно-защитных зонах. Построение схемы функционального зонирования города Омска осуществить с учетом условий аэрации (ветрового режима) с целью исключения (снижения) переноса выбросов от промышленных объектов на селитебные зоны;

- упорядочение коммунально-транспортных объектов в составе селитебных территорий (гаражи, автостоянки, объекты автосервиса и пр.), определение для них обособленных коммунальных зон при жилых микрорайонах
на экологически безопасном удалении и в пределах пешеходной доступности;

- оценка потенциальной опасности имеющихся и планируемых производственных объектов, определение уровня безопасности и условия
их функционирования, наличие и достаточность защитных мероприятий, разработка программы передислокации (консервации, ликвидации) отдельных из них с установлением конкретных сроков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: