А.В.Петровский создал психологическую теорию формирования коллектива:
Группа состоит из 3 слоев (страт), каждая из которых характеризуется определенным процессом, в рамках которого выстраиваются отношения между членами группы.
· I слой – непосредственные контакты между людьми (основаны на эмоциональном приятии или неприятии);
· II слой – отношения опосредуются совместной деятельностью;
· III слой – ядро группы; развитые отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности; данный слой соответствует высшему уровню развитию группы (коллектив).
А – центральное звено малой группы, которое задает предмет групповой деятельности; Б – ценностно-ориентационное единство формируется определенное отношения к групповой деятельности для реализации предмета труда; В – межличностные отношения; Г – поверхностные связи между членами группы. |
1 – существует общественно значимая деятельность, которая опосредуется межличностными отношениями (коллектив);
|
|
2 – только что созданные группы;
3 – тесные межличностные отношения, обусловленные направленностью на антиобщественные отношения (антиобщественные группы);
4 – антиобщественные группы, которые имеют разрозненные межличностные отношения;
5 – группа имеет чрезвычайно слабую выраженность социальной содержательности деятельности и слабую значимость групповых процессов.
Групповые эффекты – механизм функционирования группы, посредством которых реализуются групповые процессы и реализуются групповые состояния. Данные механизмы обеспечивают интеграцию индивидуальных действий в совместную деятельность и общение.
Групповые эффекты:
1) эффект социальной фасилитации – усиление доминантных реакций в присутствии других (открыт в 1897 г. Н.Триплетом); эффект присутствия других влияет на мотивацию и продуктивность деятельности человека → активность человека повышается;
Факторы, определяющие степень реакции:
· количество окружающих;
· взаимоотношения симпатии и антипатии внутри группы;
· значимость окружающих для человека;
· степень пространственной близости между людьми.
Причины возникновения эффекта:
· социальное возбуждение;
· боязнь социальной оценки или обеспокоенность ею;
· перегрузка когнитивной системы.
2) эффект принадлежности к группе (групповая идентификация)
Структура групповой идентификации:
· когнитивный компонент – человек осознает принадлежность к группе (путем сравнения своей группы с другими по значимым признакам);
· эмоциональный компонент – переживание своей принадлежности к группе в форме различных чувств (любовь / ненависть; гордость / стыд);
|
|
· поведенческий компонент – проявляется когда человек реагирует на других людей с позиции своего группового членства.
Виды групповых идентичностей (по С.Московичи):
· объективные природные идентичности – даны от природы, воздействовать на них человек не может:
o принадлежность к роду «человек»;
o пол;
o возраст;
· объективные социальные идентичности:
o национальность;
o религия;
o культура;
o субкультура;
o гражданство;
o профессия;
· субъективные идентичности:
o ролевые характеристики;
o самооценка личностных черт и достижений.
3) психофизиологический эффект – изменение психофизиологических реакций организма в результате присутствия других людей;
4) эффект социальной лени – по мере увеличения количества членов в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общую групповую работу
Факторы, определяющие степень социальной лени:
· наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда;
· групповая сплоченность и дружеские отношения;
· численность группы;
· кросс-культурные различия;
· гендерные различия;
Причины социальной лени:
· реакция человека на оценку его личности и деятельности со стороны других людей.
5) эффект «синергии» – прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате; групповой результат превышает сумму индивидуальных результатов;
6) эффект группомыслия – преобладает определенный способ мышления, который приобретается людьми в ситуации, когда поиск согласия в группе пересиливает реалистическую оценку возможных альтернативных действий;
7) эффект конформизма – изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы
Условия проявления конформизма:
· степень конформизма возрастает при выполнении сложной деятельности или если человек чувствует себя некомпетентным в данной деятельности;
· тип личности;
· численность группы (наибольшую степень конформизма люди проявляют когда сталкиваются с единодушным мнением 3 и более человек);
· состав группы:
o значимость людей для человека;
o эксперты;
· сплоченность группы;
· статус;
· наличие союзника;
· публичный ответ.
8) эффект подражания – следование общим образцам поведения, эталонам и стереотипам, принятым в группе; эффект подражания лежит в основе любого научения и способствует адаптации людей друг к другу;
9) эффект «ореола» (гала-эффект) – влияние на содержание знаний, мнений и оценок личности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению к другому;
Условия возникновения эффекта:
· дефицит времени;
· перегруженность информацией;
· незначимость другого человека;
· стереотип восприятия (обобщение характеристик группы, к которой принадлежит человек).
10) эффект «бумеранга»;
11) эффект «мы и они» – эффект «мы» выражается в чувстве принадлежности к определенной группе, а эффект «они» - в чувстве отстраненности от других; включает 2 эффекта:
· эффект сопричастности;
· эффект эмоциональной поддержки;
12) эффект группового фаворитизма – тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы в противовес членам другой группы;
13) эффект группового эгоизма – направленность групповых интересов, целей и норм против интересов, целей и норм поведения отдельных членов группы или всего общества;
14) эффект «маятника» – циклическое чередование групповых эмоциональных состояний;
Факторы, определяющие эффект «маятника»:
· степень занятости;
· стиль управления группой;
· время суток и день недели;
· уровень дисциплины;
|
|
· сложившаяся система взаимоотношений в группе.
15) эффект волны – распространение в группе определенных идей, ценностей и норм (должны соответствовать интересам и потребностям группы.