Инновационная инфраструктура как важнейший сегмент современной Национальной инновационной системы Республики Беларусь развивается в последние годы активно. В настоящее время в стране функционирует 10 организаций, относящихся по уставной деятельности к технологическим паркам, Республиканский центр трансфера технологий и его региональные подразделения, бизнес-инкубаторы. В целом в республике создано более 80 различных структур (Парк высоких технологий — 1, научно-технологические парки — 10, научно-производственные центры — 56, инновационные центры — 5, центры трансфера технологий — 24, Белинфонд — 1, информационные и маркетинговые центры — 10, бизнес-инкубаторы — 9 и другие), работающих в сфере информационного, консультационного, организационного и иного обеспечения инновационной деятельности.
Действующие субъекты инновационной инфраструктуры вносят вклад в экономическое развитие страны. К примеру, за последние годы РУП «Метолит» реализовано продукции на сумму около 14 млрд рублей, объем реализации продукции СООО «Арвит-авто» в 2005 году превысил 22 млрд рублей, совокупная выручка от реализации продукции ЗАО «Технологический парк Могилев» за 1999–2005 годы составила около
|
|
32 млрд рублей.
На данном этапе, несмотря на достаточно большую разветвленность инновационной инфраструктуры Республики Беларусь, существует ряд проблем связанных с ее реальной работоспособностью.
1. Государство сосредоточило сейчас свое внимание на объектах инновационной инфраструктуры, в то время как остальные вопросы затрагиваются в меньшей степени или вообще не рассматриваются. Например, финансовые институты сейчас не готовы вкладывать деньги в рискованный инновационный бизнес, так как нет эффективно работающего законодательства, регулирующего деятельность субъектов хозяйствования в этой сфере, налоговое бремя как на малое предпринимательство, так и на субъекты инновационной инфраструктуры достаточно тяжело.
2. Сегодня отношения между субъектами хозяйствования и университетом имеют выраженную учебную окраску, а контакты в области научных исследований и разработок носят скорее разовый и очень избирательный характер. Сложившаяся ситуация обусловлена следующими доминирующими факторами.Во-первых, это низкий уровень рекламно-информационной активности университета на региональном рынке научно-технической продукции. Второй причиной, препятствующей развитию научно-технического сотрудничества университета с предприятиями региона, является низкая инновационная восприимчивость самих предприятий ввиду средней и низкой и отсутствием профессиональной готовности собственных кадров к внедрению научно-технических инноваций.Следующей причиной слабой инновационной восприимчивости предприятий выступает нехватка собственных финансовых ресурсов в условиях неразвитости системы коммерческого кредитования НИОКР и отсутствия в Республике венчурных фондов.Последней причиной является консерватизм (приверженность всему существующему и нежелание рисковать), а также зачастую личная заинтересованность управленцев, которая, как правило, противоречит целям развития собственных предприятий.
|
|
3. В Беларуси функционирует 40 Центров поддержки предпринимательства (ЦПП) и 9 бизнес-инкубаторов малого предпринимательства. Пока деятельность указанных формирований разрознена и оказывает незначительное влияние на инновационную активность предприятий. К услугам ЦПП обращается небольшое число малых инновационных предприятий.
4. Важная роль при формировании национальной инновационной системы принадлежит развитию малого инновационного предпринимательства. В настоящее время в Беларуси имеется около 300 малых инновационных предприятий. На протяжении длительного периода времени число малых инновационных предприятий и численность работающих на них имеет стабильную тенденцию к снижению, а также уменьшается численность работающих в данной области. Только за 1997-2003 гг. количество малых инновационных предприятий сократилось в 2,3 раза, при сокращении численности работающих в данной области более чем в 3 раза. Таким образом, наблюдается тенденция сокращения количества малых инновационных предприятий с уменьшением численности работающих на одном предприятии. Это связано с отсутствием достаточной поддержки данных предприятий на государственном уровне.
5. В стране отсутствуют такие эффективные и признанные в мире формы предпринимательского инновационного финансирования, как инвестиционные банки, венчурные фонды и другие. Венчурные инвестиции должны направляться на финансирование разработок и внедрение их в производство, продвижение на рынок новых изделий и технологий, создание новых и развитие действующих предприятий, укрепление производственного и рыночного потенциала инновационных фирм. Через эффективно работающие фонды коммерческие банки смогут кредитовать инновационные компании, которые на момент кредитования являются фактически или потенциально ведущими в своей области.
Необходимо развитие базовой предпринимательской инфраструктуры (инвестиционные фонды, страховые компании, финансово-промышленные группы, фондовый рынок и другие), которая является основой для перехода страны на устойчиво инновационный путь развития. Правила операций на фондовом рынке не адаптированы к потребностям малого и среднего инновационного бизнеса и инвесторов, заинтересованных во вложениях в ценные бумаги таких компаний. Для этого целесообразно рассмотреть вопрос о создании специализированного инновационного подразделения на белорусской валютно-фондовой бирже.
6. Важнейшей составляющей эффективного протекания инновационных процессов являются кадры. В Германии правительство поддерживает в вузах программы, направленные на формирование у будущих выпускников навыков, необходимых для создания ими собственных инновационных предприятий. По оценкам для успешного продвижения инновационных проектов в Беларуси должно быть около 7 тыс. специалистов в области управления инновациями. В настоящее время специалистов в области инновационного менеджмента вузы не готовят. Это является одной из причин низкой инновационной активности предприятий и организаций. Обучение и переподготовку кадров целесообразно осуществлять на базе вузов, имеющих в своем составе соответствующую инфраструктуру (научно-технологические парки, инновационные и маркетинговые центры, центры трансфера технологий).
Таким образом, для создания реально функционирующей инновационной системы в республике предстоит решить ряд проблем, однако большая работа по созданию самих объектов инновационной инфраструктуры уже выполнена.