Этикет в синагоге

Центром религиозной и общественной жизни иу­дейской общины является синагога Это здание предназначено для общественных молитв, чтения и толкования Священ­ного Писания, но не для жертвоприношений. Факты свидетельствуют о многофункциональности этого уч­реждения: в синагогу приходили не только для того, чтобы принять участие в богослужении, она была также местом собраний и учебным центром.

С X в. до н. э. единственным религиозным местом у евреев был Иерусалимский храм, где ежедневно свя­щенники совершали богослужения и приносили жерт­вы. Храм служил местом молитвы и проповеди; там же верующие изучали Священное Писание и получали разъяснения, как им следует поступать в соответствии с и.Яхве. В VI. в. до н. э. вавилонский царь Навухоруходоносор IIразрушил храм и значительную часть еврейского населения угнал в Вавилон.

Оторванные от родины и лишившиеся возможности храмовые жертвоприношения, изганники придавать основное значение молитве и изучению Священного Писания. Помещение, где проводили молитвенные собрания, получило название синагоги, которая продолжала играть важнейшую роль в жизни еврейского народа и после возвращения из вавилонского плена на родину, когда Иерусалимский храм был восстановлен. Но в 70 г. н. э. римляне вновь разрушили храм, и с тех пор синагога стала единственным местом отправления религиозного культа и центром генной жизни иудеев, то есть хранилищем иудейской национальной идеи и необходимой принадлежностъю каждой, даже самой незначительной, еврейской общины.

При постройке синагоги соблюдается главное правило: сторона, противоположная входу, должна быть обращена к тому месту, где прежде стоял Иерусалимский храм. Общий план здания представляет в большинстве случаев прямоугольник. Здание при входе имеетпортик, за ним следует сама синагога, разделенная ми колонн на 3—5 нефов. В середине синагоги находится эстрада, называемая алмемором (там происхо­дит чтение Священного Писания), у восточной стены ковчег (в нем хранятся свитки Завета с их принадлежностями; этот ковчег соответствует находившемуся в Иерусалимском храме ковчегу, бесследно погибшему). К принадлежностям синагоги относятся: светильник-менора, сделанный по модели храмового семисвечника, кружки для сбора пожертвований, труб­ите рога для оповещения праздника Нового года, валторны (cnazozroth), в которые трубили в дни новомесячия, в праздники и т. д.

В настоящее время в иудаизме сосуществуют различ­ные течения— от ультраортодоксальных до ультралибе­ральных. Соответственно синагогальные богослужения в различных еврейских общинах могут значительно от­личаться между собой. Древние традиции в наибольшей степени сохранились в ортодоксальном иудаизме.

Богослужения в ортодоксальных синагогах обычно проводятся трижды в день, в праздничные и субботние дни читаются дополнительные молитвы. Чтобы бого­служение состоялось, необходимо присутствие как минимум десяти мужчин старше 13 лет, которые состав­ляют миньян (кворум). В соответствии с традицией, восходящей к Иерусалимскому храму, женщины в си­нагоге имеют отдельные места от мужчин: либо за пе­регородкой, либо на галерее. Мужчины, которым запре­щено находиться в синагоге с непокрытой головой, во время утренней молитвы надевают особое молитвен­ное покрывало (талит), представляющее собой четы­рехугольный кусок шерстяной материи с четырьмя кистями по углам (цицит). В будние дни во время утрен­ней молитвы мужчины надевают тфилин — кожаные коробочки с вложенными в них кусочками пергамента с фрагментами из Священного Писания. С помощью длинных ремешков эти коробочки привязываются ко лбу и левой руке молящихся.

При входе в синагогу и чтении определенных мо­литв принято склонять голову. Молитвы произносятся стоя или сидя: молящимся не разрешается простирать­ся ниц или становиться на колени, за исключением от­дельных моментов праздничных богослужений. Молит­вы читаются на иврите, а ряд молитв — на арамите (арамейском) — языке повседневного общения древ­них евреев.

Разработанный в течение веков порядок богослужения в чтении трех фрагментов Пятикнижия (которые каждый еврей обязан читать утром и вечером), затем следуют евлогии (благословения), молитвы и чтения из книг пророков. Все Пятикнижие прочитывалось в трехгодичный цикл, для чего оно было разделено на 154 части, читавшиеся по одной в каждую субботу, и лишь в VIII в. установился современный обычай прочитывать книгу законов Моисея в течение одного года и разделение ее для этой цели на 54 части.

Руководить богослужением может любой взрослый мужчина-еврей. В больших общинах обычно для чтения молитв по праздникам и субботам специально назначается особо почитаемый человек — хаззан, которому кода сопутствует мужской хор. Некоторые части литургии поются всеми присутствующими в синагоге. Центральным моментом богослужения является с и чтение свитков Торы (Моисеевых законов, Пятикнижия). Фрагменты Торы читаются в определенные дни, причем так, чтобы в течение года вся Тора была читана. В дополнение к Торе читаются фрагменты из книг пророков, для чего вызывается специальный чтец— мафтир. Чтение Торы всегда являлось почетной обязанностью, в древности ее читали поочередно члены общины, а в настоящее время они приглашаются к чтению в особо торжественных случаях. Однако обычно длячтения Писания в крупных общинах назначается гениальный чтец особенно хорошо владеющий древнееврейским языком и искусством речитатива. После чтения свитки Торы торжественно проносят по синагоге, и верующие благоговейно прикасаются к ним. Обязанности следить за подготовкой к богослужению, раздачеймолитвенников, приготовлением свитков Торы для чтения возлагаются на специального служащего – шамаша.

Во многих общинах, принадлежащих к другим на­правлениям иудаизма (консервативному, реформист­скому, либеральному), синагогальные традиции могут значительно отличаться. Так, в реформистских общи­нах мужчины и женщины сидят вместе. Мужчины мо­гут не надевать талит и тфилин, хотя нередко носят на голове специальную шапочку — кипу. В синагогальный хор в реформистских и многих консервативных синаго­гах входят женщины. Во многих странах часть богослу­жения может вестись на языке этой страны, причем со­отношение количества молитв на иврите и молитв на другом языке зависит от устройства общины. Меняется и сам состав молитв в богослужениях различных об­щин.

Контрольные вопросы к главе 3

  1. Каковы правила поведения в православном храме?
  2. Как следует обращаться к священнослужителю в православном храме?
  3. Что нужно учитывать при выборе одежды для посещения православного храма?
  4. Каковы правила поведения в католическом храме?
  5. В чем особенности богослужения в католических храмах?
  6. Что должны знать туристы при посещении католического храма?
  7. Как следует одеться, собираясь в мечеть?
  8. Каковы особенности этикета в мечети для женщин?
  9. Каковы правила поведения в синагоге?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: