Б). Блюзовый квадрат
Экстатический характер блюза проявился в том, что, для доведения чувства до накала, первую строфу повторяют дважды:
1) "Я ухожу на кладбище, Потому что мир несправедлив.
2) Я иду туда, на кладбище, Мир так несправедлив.
/Чтобы потом дать "прорваться" сильному чувству в каденции:/
"Я пойду среди призраков, Чтобы послушать, как они поют о своем горе".
Если в европейской песенной форме квадрат состоит из 8-ми тактов, то в блюзе, первый четырёхтакт всегда повторяется дважды, для того чтобы достичь кульминационного экстатического состояния и за счёт этого повтора первой строки образовался 12-ти тактовый квадрат.
В). Риффовое строение мелодии
Если в европейской музыке мелодия имеет линейную характеристику, то в блюзе – мелодия свёрнута в кольца - риффы и постоянно повторяется. Мелодия свернулась в кольца-риффы, и вместо того, чтобы излагать музыкальную мысль с помощью мелодического развития, стала создавать риффовую накачку, чтобы ввести слушателя в особое состояние. Эти повторы, доводящие блюзовое состояние до высшего подъема, носят название рифф.
|
|
Г). Сжатие 4-х тактовой мелодии до 2-х тактов
Экстатическое ведение мелодии в блюзе "сжало" ее и образовались 2-х тактовые разрывы-паузы, в которых солист должен набраться сил для следующего всплеска чувств, дождаться, когда сила чувств прорвется в новую фразу. В паузах стали делать инструментальное заполнение — "филл".
Д). Гармония блюза
Гармонические идиомы блюза тоже протестантского происхождения — это знаменитый лютеранский хорал, из которого выкристаллизовалась блюзовая гармония - 12-ти тактовый квадрат:
I | I | I | I |
IV | IV | I | I |
V | IV | I | I |
Но, в отличие от европейской гармонии, в которой тоника – это трезвучие, наложение блюзовых нот образовали в хоральной гармонии квази доминантсептаккорды на I и на IV ступени а также "расщепили" терцию аккорда и, если в европейской музыке существовал мажор и минор, то в блюзе возникло сразу мажорно-минорное созвучие: