К мячу вызывают одновременно двух игроков — «разведчика» и «часового». Задача «разведчика» — выбежать из круга с мячом в руках. «Часовой» должен осалить «разведчика», пока тот не вышел с мячом из круга. Учитываются количество движений «разведчика» и время от начала движения до касания мяча. Когда сыграют все участники команд, — смена ролей.
Диагностика интересов и уровня притязаний осуществляется с помощью бесед, наблюдения, анкетирования по волейболу. Уровень притязаний признается одной из наиболее устойчивых характеристик личности спортсмена.
Для испытаний можно использовать модифицированные приемы с различной степенью трудности (например, тесты на точность).
Диагностика способностей к обучению. Необходимо прослеживать динамику обучаемости, которая выражается в темпах прироста объективных показателей успешности обучения. Величину прироста обычно вычисляют по формуле Вгуdе:
100(V2 - V1)
W= ------------------------------
0,5(V2 + V1)
где: V1 и V2— исходный и конечный результаты, W — величина прироста.
Предложить детям стандартную тренировочную программу со следующими требованиями к ней:
1. Обучение проводить по трем направлениям:
— обучение элементам техники,
— обучение индивидуальным тактическим действиям,
— обучение взаимодействию.
2. Необходимо разрабатывать систему объективных оценок выполнения программы.
3. Обучение должно базироваться в основном на игровом методе.
Медицинская экспертиза. Установление отклонений в здоровье, которые могут служить противопоказаниями при отборе, а также определение уровня физического развития (абсолютная масса мускулатуры и костной ткани, длина стопы, объем бедра, голени, предплечья, тела, рост, сила мышц кистей рук и становая сила и др.).
Оценка физической подготовленности с помощью специально подобранных игр, эстафет, метаний и др.