Выбор смазки для различных подшипников

При выборе смазки для подшипников необходимо прежде всего различать три основные категории смазок: для обыкновенных подшип­ников скользящего трения, для подшипников качения и для подшипни­ков жидкостного трения.

1. Для смазки обыкновенных подшипников скользяще­го трения на шейках валков применяется преимущественно густое масло с весь­ма крепкой пленкой, не образующее комков, пригодное для применения в сма­зочных аппаратах, работающих под давлением, пригодное для употребления в цир­куляционной системе, обладающее устойчивостью против высоких температур, пыли, окалины, воды и т. д.

Требования, предъявляемые к смазке, применяемой на шейках валков станов:

а) горячей прокатки — точка каплепадения выше 250° С; начало изменения структуры выше 60° С; содержание золы < 6%; воды < 6%; твердые включения и минеральные вещества < 0,5%;

б) холодной прокатки — точка каплепадения выше 50°; твердые и минеральные включения < 0,3%; остальное аналогично горячей прокатке.

Масло с точкой каплепадения, указанной выше, еще не существует. Фирмы «Калипсоль» и «Диксон» дают максимум 190°, минимум 160°.

По исследованиям проф. А. К. Зайцева, температурные границы (в °С) для раз­личных консистентных смазок и сала, применяемых на металлургических заводах СССР для шеек прокатных валков таковы: солидол 20—96; графитная мазь 20—82; калипсол 20—138; гаргойль 75—139; брикеты для станов горячей прокатки 86—183; валковая мазь 62—135.

Рекомендуемые американские и европейские смазки (калипсол и др.) состоят в основном из минеральных масел, сгущенных натриевым мылом. Большой процент животного жира (баранье сало и др.), раньше входившего в состав этих смазок, пос­тепенно вытеснялся минеральными маслами, деревянным маслом и т. д. В СССР для мелкосортных, среднесортных, а также крупносортных станов в смазках в виде бри­кетов, рекомендованных ГИНИ (см: ниже); топленое сало встречается лишь в коли­честве 9,5%, но не 50—75%, как это имело место раньше. В состав смазок, рекомендованных ГИНИ, входят:

а) для мелкосортных и среднесортных станов: асфальтовый, гудрон 79,9%; стеа­риновый гудрон 2,8%; парафин 1,9%; топленое сало 9,5%; масло нигрол 5,9%;

б) для крупносортных: асфальтовый гудрон 79%; парафин 2,4%; масло нигрол 3,8%; масло в порошке 3,3%; сало 8,2%; машинное масло 3,3%.

2. Для смазки подшипников жидкостного трения приме­няются высококачественные машинные масла, обладающие большой вязкостью и высокими смазочными свойствами. Смазка жидкая. В США для смазки подшипников «Моргойл» обычно применяют чистые, не смешанные минеральные масла. Вязкость масла меняется для каждой установки в зависимости от условий нагрузки и скорости.

3. Для подшипников качения применяются смазки с мягкой кон­систенцией, обычно — минеральные масла, сгущенные кальциевым или натриевым мылом. Особенность этих смазок — их нейтральность (слабая щелочность), предотвращающая коррозию, и полное отсутствие в них воды.

Обычно для шариковых и роликовых подшипников применяются жидкие или консистентные смазки. Первые имеют преимущество в отношении стабильности, хорошей работы в крайних пределах температур (высоких, низких), наличия меньшего внутреннего трения, возможности полной смены смазки без разборки агрегата; вто­рые — не требуют частого пополнения, не вытекают, хорошо заполняют зазоры между вращающимися частями, не требуют смены в течение весьма продолжительного срока эксплуатации (6—8 месяцев).


Таблица 47

Сортамент и технические условия на жидкие минеральные масла для смазки шариковых и роликовых подшипников



В качестве жидких смазок применяются турбинное масло, веретенное, сепара­торное, машинное; в качестве твердых — консистентные смазки кальциевые, натрие­вые, кальциево-натровые (комбинированные), алюминиевые.

Техническая характеристика масел, применяемых для подшипников качения, приведена в табл. 47.

Сорта и характеристики консистентных смазок, выпускаемых заводами СССР приведены в табл. 48.

Выбор смазки производится после тщательного учета условий работы подшип­ников и сопоставления их характеристик. При выборе необходимо учитывать скорость вращения (число оборотов и диаметр подшипника), нагрузку на подшипник, характер окружающей среды (влажность, загрязнение и пр.).

В табл. 49 приведены указания о выборе консистентных смазок для различ­ных подшипников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: