Все виды ненаучного экономического знания можно разделить вда три основных группы:
1) религиозное и мистическое экономическое знание;
2) «идеологическое», «иллюзорное» экономическое знание;
3) обыденное экономическое знание (ОЭЗ).
1 Логические методы и формы научного познания. С. 12.
! Далее мы их будем обозначать как обыденное экономическое знание (ОЭЗ).
3 Понятие «миф» мы здесь трактуем весьма широко как любое догматизированное или сакрализованное (ставшее священным) знание, разработанное для каких-либо целей (чаще всего идеологических) и зачастую обращенных более
' к эмоциям и чувствам, чем к разуму и рассудку.
Каждый из этих видов ненаучного экономического знания конструирует свои собственные методы экономического исследования, направленные на достижение «подлинной истины» об экономических процессах. На деле же результат здесь бывает трояким: либо экономическая истина (правильное, близкое к научному, представление об экономических явлениях и фактах), либо экономическое заблуждение (ошибочное экономическое знание), либо экономическая ложь (сознательное искажение, подтасовка экономического знания с целью извлечения идеологических или каких-то иных выгод)1.
|
|
Приведем примеры действия экономических методов в отношении каждого вида ненаучного экономического знания.
Для иллюстрации религиозно-мистического подхода возьмем подход к проблеме ростовщичества в античной и средневековой христианской философии. Почему христианские мыслители так настойчиво осуждали ссудный процент и кредит (выдачей которого и занимались ростовщики), хотя в хозяйственном отношении без этого никак нельзя было обойтись?
Метод, задействованный ими, был исключительно ненаучный: это была ссылка на авторитет (или, что то же самое, вера в авторитет) — авторитет Священного Писания (Библии) и авторитет Аристотеля. Если в Писании ветхозаветный или новозаветный Бог запрещал ростовщичество2, то это надо было принимать без всякого возражения. «Бог всегда прав» — этот принцип распространялся и на хозяйственную жизнь.
Вторым аргументом была ссылка на Аристотеля как безусловного авторитета в этом вопросе. Последний утверждал, что деньги могут быть проданы только по своей собственной цене, которая безусловна и является справедливой. Если кто-либо отдает деньги взаймы и берет за них процент, то это значит, что деньги продаются выше собственной себестоимости и должник оплачивает не только цену денег, но их использование. Товар (т.е. деньги), по сути, продается дважды, а это несправедливо3.
1 Более частным случаем экономической лжи является экономическая софис
тика — использование в экономических умозаключениях намеренного нару
шения правил формальной логики с целью ввести кого-либо в заблуждение.
|
|
2 Например, в Ветхом Завете сказано: «Если браттвой обеднеет и придет в упа
док, пришлец он или поселенец, чтобы жил с тобою; не бери от него роста
и прибыли и бойся Бога твоего; [Я, Господь, хочу] чтобы жил твой брат с то
бою; серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для
получения прибыли» (Левит, 25:35—37).
3 Средневековые дискуссии о природе ростовщичества обозреваются в кн.: Ис
тория экономических учений / Под ред. B.C. Автономова, О.И. Ананьина,
Н.А. Макашовой. М., 2001. С. 23-26.
122
Таким образом, ссылка на авторитет, зфишраця менном источнике (Библия, сочинения Азистшвдки нейшим аргументом в экономическом siopsn Лнвц \ ла как метод (ненаучного) экономичесиго шслищиз^г
Примером «идеологического» («иллюврвяо»)*^ цомическому знанию может служить кошушстка,я алистическая) идеология, господствовашаявСшам ' с 1917 по 1991 г. Эта идеология принял за «icti «,.> один тип экономического знания или,?нач; тощадц комическую концепцию — политическую экдамщжщ юся на трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В.1 Леяин и lf мыслителей долгое время авторитетом i экономией |!!' был И.В. Сталин; после него авторитетымг гствцш "|у знавались решения различных партийна фшумиыс "■ ния Генерального секретаря ЦК КПСС
.'Vim |
Что можно в этом случае сказать о мгода сощй i экономии? Ссылка на авторитет класатв трнл%л^т ма или вера в коммунистический миф быт важейтщУЩ этой «науки». Все решающие выводы, зажксдаоващ i,:* иных экономических учебниках или момграияхлвдь а" соответствовать вышеупомянутым автомтет ш!,.. ! «отклонения» пресекались цензурой ил вышесици ' ными инстанциями. В СССР в этот пергод к мяЩтк но ни одно сочинение, выходящее за ражи мцжсащ-д ской политэкономии; произведения же «врмевуап авторов, содержавших ту или иную крггак поди i экономии, издавалась строго ограничешымтир% rj «Для научных библиотек» и снабжались ::х>т«тсщ§щ]"иЧ1 марксизма-ленинизма комментариями лраиспэ;., '*''
Подобный ненаучный экономическийMmodiTOHm ц " «мифологическим» или «идеологическим» на ботеецци v™ Щ мог быть дополнен вполне зрелыми и нэтнши «им ш" номическими исследованиями. Однако шеазаваггн','"1'' ' ствовали: ошибочная (или откровенно гожга) каре Н:' Эк°номических фактов или прямая их петаовка>.щкц';* % с°временным статистические методы отравннише. Ихв индексы; принятие совершенно нейосшашке / Ических принципов в экономическом исагдсианисзмаЗа '/ омическая софистика в конструироваши зюнадмсц^'1 в°Дов и результатов.
Таким образом, «идеологическое» («шюзшношии ми методами исследования прямо дискрэггкуетацщй ш>
и»
в экономическом познании; здесь осуществляется тот перекос в соотношении ценностного и фактуального подходов, о котором мы говорили в главе 3: когда ценности заслоняют собой факты и ценностная составляющая в экономических суждениях игнорирует фактуальную составляющую последних. Это ведет к серьезным упущениям в экономическом познании, к формированию свода догматического экономического знания, абсолютно бесполезного в отношении реальной экономической практики.
ОЭЗ также принадлежит к ненаучной сфере познания. Это знание, основанное на здравом смысле, житейском опыте, практической сметке. Такое знание распространено чрезвычайно широко среди людей, не имеющих профессионального экономического образования, — лиц, являющихся дилетантами в экономической науке. Тем не менее это знание вкупе с методами его получения (обучение на месте работы, передача экономических знаний от старших членов семьи к младшим, самообучение) является весьма эффективным и позволяет многим людям добиться больших индивидуальных экономических успехов или повести вслед за собой к экономическим вершинам фирму или даже целую корпорацию.
|
|
Однако применять ОЭЗ в качестве метода экономических исследований весьма проблематично. Почему?
Первая проблема заключается в том, что ОЭЗ содержит в себе значительный «неявный», «невыразимый» элемент; такое знание в значительной степени является личностным знанием, и попытка передать его другому может быть связана с большими трудностями. Любое знание (в том числе и научное) включает в себя «молчаливый» («невыразимый») элемент, но особенно экстенсивно он представлен именно в ОЭЗ. Можно сказать, что такое знание больше «молчит», чем что-либо «сообщает» своему собеседнику, — причем оно «молчит» не только для собеседника, но (отчасти) и для самого «сообщающего».
«Вследствие молчаливого характера нашего знания мы никогда не можем высказать все, что знаем, точно так же, как по причине молчаливого характера знания мы никогда не можем в полной мере знать всего того, что имплицировано нашими высказываниями»1.
Другая «беда» ОЭЗ — это его «локальность», «фрагментарность^ большей частью оно применимо в каком-то конкретном месте (фирма, корпорация и т.п.), попытка распространить его за пре'
1 Полани М. Личностное знание. М., 1985. С. 140. 124
деды этого места оказывается чаще всего неудачной1. Особенно большой неуспех ждет лицо, пытающееся применить такое зна-ние в глобальном масштабе — масштабе отрасли, региона или страны; здесь ему никак не обойтись без опыта профессионалов-экономистов.
ОЭЗ зачастую также амбивалентно — неопределенно, невыразимо в точных и ясных утверждениях и в разных ситуациях и у разных лиц оно может вести себя по-разному: кому-то приносить успех, кому-то нет. Все это затрудняет применение ОЭЗ в конкретных экономических ситуациях, а также затрудняет использование его как метода экономических исследований, т.е. для получения нового знания о хозяйственных явлениях.
|
|
Вследствие этого ОЭЗ может расцениваться как низший уровень свода экономических знаний, мало пригодный для использования в качестве методов экономического исследования. Поэтому в дальнейшем этот учебник, а также все наши классификации будут касаться исключительно научных методов экономического познания, только эти методы способны (при их адекватном использовании) приводить к результатам, имеющим характер объективной экономической истины.