Эмпирический опыт Экономическое описание
Научное описание Экономическое анкетирование
Экономическое объяснение Математический эксперимент
Экономическая интерпретация Междисциплинарный
Кардинализм экономический эксперимент
Экономическое интервьюирование Экспериментальная экономика
236
Экономическое измерение Определение
Экономическая информация Экономический опрос
Ординализм Квалиметрия
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Как, на ваш взгляд, научиться максимально эффективно использовать в экономическом наблюдении анкетирование, интервьюирование и контент-анализ? В каких сферах экономической науки их лучше всего применять?
2. Какое значение, по вашему мнению, имеет мысленный эксперимент в экономическом исследовании? В каких ситуациях его использование будет в наибольшей степени плодотворным?
3. Каковы, с вашей точки зрения, перспективы развития экспериментальной экономики в России? Есть ли у нас экономические школы или отдельные экономисты, которых можно отнести к этому направлению?
|
|
ЗАДАЧИ, ТЕСТЫ И УПРАЖНЕНИЯ
1. Проведите первичный контент-анализ приведенного в «Зада
чах, тестах и упражнениях» четвертой главы отрывка из
работы П. Кроссера.
Руководствуйтесь следующим методом:
1) выделите основные смысловые единицы данного текста: а) понятия; б) глаголы; в) эпитеты; г) имена;
2) определите частоту упоминания основных понятий и имен;
3) определите позитивный и негативный характер понятий и имен;
4) дайте общую характеристику текста на основе контент-анализа.
2. В чем состоит главный «камень преткновения», основная про
блема для вербального наблюдения?
A. Как лучше выразить в понятиях и терминах поступки и по
ведение людей.
Б. Как обеспечить логическую ясность и доказательность словесного описания поведения людей.
B. Как соотнести между собой, с одной стороны, реальное по
ведение людей, а с другой — написанные им тексты и вы
сказанные мнения.
3. Укажите, в каком из ниже приведенных высказываний исполь
зуется только строго научное значение понятия «экономический
эксперимент»?
237
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
A. Коллективизация была одним из самых значительных ста
линских экономических экспериментов в Советском Союзе
20-30-х гг.
Б. Преподаватели кафедры маркетинга и менеджмента провели со студентами экономический эксперимент по выявлению предпочтений потребителя.
B. Перестройка мыслилась М.С. Горбачевым как масштабный
экономический и социальный эксперимент, направленный на
ускорение развития СССР в 80—90-е гг.
4. В чем состояла главная проблема социалистического экспериментирования в экономике СССР и других восточно-европейских стран:
|
|
A. Недостаточная масштабность и недостаточное внимание
к экономическому эксперименту.
Б. Юридические трудности в проведении таких экспериментов, возможность преследования со стороны органов суда и прокуратуры.
B. «Порочность» самой социалистической экономики, невоз
можность ее радикального совершенствования при помо
щи ограниченного экспериментирования.
5. В рамках каких двух дисциплин развивалась во второй половине XX в. экспериментальная экономика?
A. Экономика и социология.
Б. Экономика и психология.
B. Экономика и педагогика.