Недостатки математических методов и критика математизации современной экономической науки со стороны экономистов и представителей других дисциплин

Математический метод при всех его бесчисленных достоин­ствах тем не менее имеет при чрезмерном его употреблении ряд существенных недостатков. Эти недостатки анализировались в ра­ботах многих исследователей, и подобный анализ вполне уме­стен и в отношении экономической науки. Далее мы суммиру­ем все эти слабые места математического метода в экономике в четыре основных пункта:

1) первый недостаток математического метода в экономичес­кой науке связан с тем, что данный метод не способен охватить и описать качественные процессы в экономике, а также дать им адекватное объяснение;

2) второй недостаток математического метода заключается в том, что математический метод с его усложненным математи­ческим аппаратом значительно осложняет восприятие экономи­ческих истин и результатов представителями иных наук — в пер­вую очередь гуманитарных и социальных;

3) третий недостаток математического метода состоит в том, что он виртуализирует экономическую науку, отрывает ее от эмпирической почвы:

«Экономическая наука сейчас зашла так далеко, что пытается работать с трудноуловимыми процессами и механизмами, которые отрицают саму возможность тривиальных замеров и традиционной верификации. Все информационно-ментальные процессы (кото­рыми занимается математический метод в экономике. — А. О.) являются чрезвычайно сложными, зыбкими, динамичными и из­менчивыми. Главное же — они в большинстве случаев не имеют Под собой эмпирической основы...




.


Эта ситуация сильно напоминает ту, которая была описана Станиславом Лемом в его знаменитой "Кибериаде". В ней, в ча­стности, говорится о некоем Цереброне Эмдеэртии, который сорок лет излагал в Высшей Школе Небытия Общую Теорию Драконов. Как известно, драконов не существует. Однако, как саркастично замечает С. Лем, эта примитивная конструкция могла удовлетворить лишь ум простака, но отнюдь не ученого. Поэто­му гениальный Цереброн, атаковав проблему методами точных наук, установил, что имеется три типа драконов: нулевые, мни­мые и отрицательные. Все они, разумеется, не существуют, но каждый тип — на свой особый манер. Как оказалось, нулевые и мнимые драконы не существуют значительно менее интересным способом, чем отрицательные.

Действительно, современная экономическая наука сильно напоминает пресловутую Высшую Школу Небытия. Она рабо­тает с объектами, которые в лучшем случае как бы существуют. Не исключено, что если даже эти объекты и существуют, то со­всем не так, как предполагает современная экономика. Навер­ное, поэтому большинство ее теорий сильно напоминает Общую Теорию Драконов»';

4) четвертый недостаток математического метода проявляется в том, что он плохо помогает решению практических проблем экономики и неэффективно работает на уровне здравого смы­сла2.

Итоги нашего обсуждения роли и значения математического метода в экономике можно подвести словами английского ес­тествоиспытателя Т. Хаксли: «Математика, подобно жернову, лишь перемалывает то, что под него засыплют, и, как, засыпав лебе­ду, вы не получите пшеничной муки, так, исписав целые страни­цы формулами, вы не получите истины из ложных предположений». Эти слова следует помнить каждому экономисту, который, осваивая математический инструментарий, хотел бы привести экономическую науку к новым фундаментальным теориям, ги­потезам и открытиям.

' Балацкий Е.В. О виртуализации экономической науки // Науковедение. 2003. № 1.С. 161-162.

2 Тотже Е.В. Балацкий приводит следующий пример: это крах страхового фонда Long- Term Capital Management, несмотря на то, что его стратегии обосновыва-лисьлауреатами Нобелевской премии 1997 г. — Р. Мертоном и М. Скоулзом, получившими эту премию за эффективные математические расчеты в области финансовых рынков (Балацкий Е.В. Мировая экономическая наука на со­временном этапе: кризис или прорыв?// Науковедение. 2001. № 2. С. 33).


ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

1. Основными путями внедрения математического метода в эко­
номическую науку являются формализация и математизация.

Формализацию экономического знания следует определить как метод, основанный на выявлении и фиксации формаль­ной структуры хозяйственных процессов и явлений, а так­же как метод, приписывающий содержательным элементам таких процессов (или явлений) некоторые абстрактные сим­волы и значения. Математизация экономического знания — это специфический метод формализации хозяйственных фактов, основанный на использовании процедур измерения, сравнения и счета.

2. В процессе исторической математизации в экономической
науке действовало несколько крупных математических школ.
Математическая школа — это группа экономистов, живущих
в одном регионе и приблизительно в одно и то же время,
чья методология явно или неявно утверждает приоритет
математических методов над всеми остальными — как в мак­
роэкономических, так и в микроэкономических исследова­
ниях. Первой значительной математической школой была
маржиналистская математическая школа второй половины

XIX в.

3. Существует несколько основных путей развития математи­ческого метода в современной экономической науке: мате­матическое моделирование экономических процессов, ма­тематическая экономия, эконометрика, методы и методология оптимального управления, теория игр, экономическая ки­бернетика. Особое внимание также должно быть уделено ма­тематическому эксперименту — как методу, успешно соче­тающему в себе теоретический и эмпирический методы по­знания. 4. К числу основных недостатков математического метода в эко­номике относятся: а) неспособность охватить качественные процессы в экономике; б) сложность для восприятия пред­ставителями других наук; 3) уход в «виртуализацию» эконо­мического знания; 4) неспособность работать на уровне здра­вого смысла и житейского хозяйственного опыта.

ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

Математическая экономиям Логическая формализация

Языковая формализация Математизация



260


261


Символизация Математический эксперимент

Математическая школа в экономике

Эконометрика Качественная математика

Математическое моделирование Маржиналистская

Математический эксперимент математическая школа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: