Уравновешивающе-нажимные механизмы для верхних валков

Регулировка верхних валков (подъем, опускание, выравнивание) в клетях главных типов (дуо, трио, кварто и даже шестивалковых) яв­ляется основным, а в клетях дуо иногда даже единственным видом ре­гулировки. Поэтому к данной категории относятся наиболее сложные и наиболее разнообразные конструкции уравновешивающе-нажимных устройств.

а) Гидравлическое нажимное и уравновешивающее устройство (фиг. 343) применяется в дуо-реверсивных блюмингах 925 мм старой конструкции. Для подъема и опускания верхнего валка служат два горизонтальных цилиндра 1 и 2, установленных с задней стороны рабо­чей клети. Эти цилиндры действуют в противоположных направлениях; их поршни траверсами жестко соединены с концами зубчатой рейки 3, которая находится в зацеплении с шестерней 4. На полой ступице ше­стерни 4 насажено второе цилиндрическое зубчатое колесо 5, находя­щееся в зацеплении с шестерней 6. В полую часть последней входит четырехгранный конец 7 нажимного винта 8.

Таким образом подъем и опускание нажимного винта, вращающе­гося в нажимной гайке 9, осуществляется передвижением зубчатой рейки.

Уравновешивание верхнего валка осуществляется также гидравлическим способом, но при помощи двух вертикальных цилиндров 10 скользящих по неподвижному поршню 11 и связанных цапфами с тра­версой 12, к которой прикреплены тяги 13 и 14, соединенные с по­душками верхнего валка.

Недостаток этой конструкции — ограниченность подъема верхнего валка (650 мм), обусловленная большими габаритами деталей гидрав­лического устройства.

Фиг. 343. Гидравлическое нажимное и гидравли­ческое уравновешивающее устройство блюминга 925 мм с двумя горизонтальными и двумя верти­кальными цилиндрами

б) Уравновешивающее устройство — гидравлическое, нажимное — электрическое. В современных конструкциях станов установка верхне­го валка при помощи электрического нажимного механизма применяет­ся очень часто, а уравновешивание при помощи одного или двух гид­равлических цилиндров, значительно реже.

Электрическое нажимное устройство, будучи простым и надежным, обеспечивает широкие пределы регулировки скоростей, в особенности при работе по схеме Леонарда. Подъем валка может быть в этом слу­чае сделан значительно большим, чем при гидравлических устройствах. В конструкциях американских станов у нажимных винтов вместо червячных передач часто применяются конические шестерни (фиг. 344).

В обеих описанных выше конструкциях для дуо-реверсивных блю­мингов 925 мм и 1016 мм (фиг. 343 и 344) применяется гидравлическое уравновешивание при помощи двух или одного цилиндра, расположен­ного между нажимными винтами.

Гидравлическое уравновешивание верхнего валка при помощи од­ного цилиндра, также расположенного между нажимными винтами, и одного (меньшего) цилиндра, предназначенного для уравновешивания верхнего шпинделя (фиг. 345), применяется в американском блюминге 1370 мм, изготовленном фирмой «Юнайтед Инжиниринг энд Фаундри Ко».

Подушки 1 верхнего валка закреплены на двух продольных травер­сах 2, подвешенных на двух тягах 3 к поперечной траверсе 4, опираю­щейся на плунжер 5 гидравлического цилиндра 6. Закрепленный на крышке станины цилиндр для правильной установки при монтаже мо­жет перемещаться вдоль оси валков. Привод нажимного механизма осуществляется двумя электродвигателями, сидящими на общем валу и связанными цилиндрической передачей 7 (с паразитной шестерней) с валами нажимных винтов 8. На валу сидят конические шестерни 9, входящие в зацепление с такими же шестернями на нажимных винтах.

Фиг. 344. Одноцилиндровое гидравлическое уравновешивание с коническим приводом

к нажимным винтам: 1 — электродвигатели; 2 — цилиндрическая передача от вала

моторов валу нажимных винтов; 3 — нажимные винты; 4 — коническая передача;

6 —шток поршня, 6 — тяга; 7— цилиндр; 8 — траверса; 9 — валок

Фиг. 345. Гидравлическое уравновешивание для валка, при помощи одного цилиндра, расположенного между нажимными винтами, и одного (меньшего) сбоку, пред­назначенного для шпинделей

Независимая установка нажимных винтов достигается при помощи специального приспособления 10, насаженного на вертикальный стакан под одним из зубчатых колес. Это устройства состоит из двух зубча­тых шайб, из которых верхняя неподвижна, а нижняя поворачивается от руки при помощи червяка 11 червячного колеса. При повороте по­следнего на определенный угол в ее впадины попадают зубья верхней шайбы, которая при этом вместе со стаканом и коническим зубчатым колесом опускается на высоту зуба. При этом достигается независимое вращение нажимных винтов, благодаря выводу конического зубчатого колеса из зацепления.

Уравновешивание верхнего шпинделя осуществляется гидравличе­ским цилиндром 12, имеющим значительно меньший диаметр, чем у цилиндра б, служащего для уравновешивания верхнего валка.

Уравновешивание верхнего валка при помощи двух гидравлических цилиндров (фиг. 346), расположенных по бокам рабочей клети, применяется в американских блюмингах 950 мм, фирмой «Мекинтош».

На плунжеры гидравлических цилиндров 1—2 опирается продольная траверса 3, к которой двумя тягами 4 крепятся каждая из подушек. Кроме того, верхний шпиндель 6 также двумя тягами 7 прикрепляется к траверсе 4, вследствие чего диаметр цилиндра 2, расположен­ного со стороны привода стана, несколько больше диаметра цилинд­ра 1, установленного с противоположной стороны.

Фиг. 346. Уравновешивание верхнего валка посредством двух гидравлических цилиндров

Привод механизма нажимных винтов аналогичен рассмотренному на фиг. 345 за исключением незначительных особенностей в креплении деталей и того, что в данном случае нажимные винты 8 в нижней и в верхней частях имеют нарезку, а не квадратное сечение и вращение от конической шестерни 9 передается нажимному винту при помощи скользящей шпонки, закрепленной во втулке шестерни. Недостаток этой конструкции по сравнению с предыдущей заключается в том, что из-за наличия верхней траверсы габариты клети увеличиваются.

Гидравлическое уравновешивание валков при помощи четырех ци­линдров (фиг. 347) применяется в клети кварто толстолистового стана с длиной бочки валка 5000 мм.

Гидравлические цилиндры (по два на каждый нажимной винт) вмонтированы в пазы верхних крышек рабочих станин, причем плун­жеры этих цилиндров жестко связаны между собой мощными травер­сами, соединенными с нажимными устройствами.

Независимая установка нажимных винтов обеспечивается электро­магнитной муфтой, установленной на валу электродвигателей, мощ­ностью по 275 л. с. каждый.

Между нажимными винтами и приводом установлена червячная передача.

Благодаря независимому перемещению нажимных винтов и исполь­зованию нового способа (патентованного) монтажа деталей уравнове­шивающей системы обеспечивается наклонная установка верхних вал­ков, необходимая для прокатки плит с трапецеидальным поперечным сечением.

На случай неполадок с валками, при выключении работы стана, предусмотрено для отвинчивания каждого нажимного винта устройство, приводимое в действие гидравлически.

Фиг. 347. Гидравлическое уравновешивание верхнего валка толсто­листового стана = 5000 мм при помощи четырех цилиндров

в) Электрическое нажимное и уравновешивающее устройство счи­тается наиболее надежным и в новейших станах наиболее распростра­нено. Оно применяется на блюмингах, слябингах, листовых, сортовых и трубопрокатных станах, в клетях дуо, трио, кварто, шестивалковых и др.

Электрическое нажимное и уравновешивающее устройство с боко­вым расположением электродвигателя (фиг. 348) имеет сочленение меж­ду нажимной и уравновешивающей частями механизма при помощи нажимных винтов с верхней головкой 1 квадратного сечения. Голов­ка 1 входит в полый шпиндель 2, на наружной поверхности которого сделана нарезка (левая), обратная по направлению нарезке нажимного винта. Полый шпиндель вращается в гайке 3 траверсы 4, на которую опираются пружины 5, связанные двумя тягами 6 с подушками 7 верхнего валка 8.

Сочленение нажимных винтов с приводом осуществляется при по­мощи червячной передачи 9, вала мотора // с поперечным валом — при помощи конической передачи 10. На конце продольного ва­ла устанавливается упорный подшипник 12, препятствующий осевому перемещению вала.

Фиг. 348. Электрическое нажимное и уравновешиваю­щее устройство с боковым расположением электро­двигателя

Такого же типа устройство часто применяется в блюмингах евро­пейских фирм. В частности оно установлено на блюминге 1150мм Маг­нитогорского завода, изготовленном фирмой «Демаг». Разница лишь в том, что для привода нажимного устройства применяются два электро­двигателя вместо одного. Недостатки этих устройств заключаются в чрезмерной нагрузке, приходящейся на гайки обратных винтов (полых шпинделей) от уравновешивающихся частей, что вызывает большие силы трения; большие габариты клетей по высоте, что обусловлено значительными размерами нажимных винтов и полых шпинделей; в от­сутствии независимого передвижения верхнего валка от нажимных вин­тов, что затрудняет перевалку и ремонты, и т д.

В блюминге фирмы «Закк», установленном на Кузнецком метал­лургическом заводе, вместо полого шпинделя применяется винте обрат­ной нарезкой, а траверса располагается ниже червячного колеса, упи­раясь в специальный шарикоподшипник. Уравновешиваюше-нажимной механизм первого советского блюминга 1150 мм (фиг. 349, а и б) так­же имеет обратный винт. Гайки 1 закреплены в продольной верхней траверсе 2, к которой подвешены при помощи двух тяг 3 две продоль­ные нижние траверсы 4, удерживающие обе подушки 5 верхнего вал­ка 6 прижимающимися к нажимным винтам 7 пластинчатыми пружинами 8. Применение продольных траверс упрощает конструкцию крепления уравновешивающего устройства и облегчает отливку станин без отверстий для пропуска болтов.

Привод уравновешивающе-нажимйого механизма состоит из червячных передач 9, колеса которых насажены на полые шпиндели, а червяки связаны цилиндрическими передачами 10 с главным валом 11, по краям которого установлены два электродвигателя.

Основным недостатком и этой конструкции является отсутствие независимой установки нажимных и обратных винтов при регулирова­нии верхнего валка.

Независимая установка валков может быть достигнута применени­ем отдельных приводов для нажимных и обратных винтов, что осуще­ствлено в клети дуо рельсобалочного стана 900 мм Кузнецкого завода (фиг. 330) путем установки двух червячных колес — одного на квад­ратную часть нажимного винта, другого — на полый шпиндель.

Вращение червячных колес 1, 3 (фиг. 330) осуществляется двумя электродвигателями 5, установленными с одной стороны клети (на кронштейне). Один электродвигатель непосредственно связан с верхней парой червячных колес 1 (на полых шпинделях), второй — с нижней 3 (на нажимных винтах). Продольные валы 6 привода соединены между со­бой цилиндрической зубчатой передачей 7. При такой конструкции привода достигается возможность подъема и опускания подушек верхнего валка без вращения нажимных винтов.

Фиг. 349. Уравновешивающе-нажимной механизм первого советского блюминга: а — вид сбоку;

б — вид спереди

Подушки 8 верхнего валка подвешены каждая двумя тягами 9 к поперечной траверсе 10; прижатие подушек к нажимным винтам дости­гается пружинами 11, установленными на обеих траверсах.

Устройство привода уравновешивающе-нажимного механизма, имеющего четыре червячных передачи и механизм переключения, пока­занный на фиг. 331, обеспечивает независимую установку как нажим­ных, так и обратных (уравновешивающих) винтов.

Недостаток конструкции с четырьмя червячными передачами за­ключается в сложности привода, затрудняющей монтажные и демонтажные работы.

Большой интерес представляет уравновешивающе-нажимное устройство слябинга (фиг. 350, а) «Запорожстали» и его привод с четырь­мя цилиндрическими шестернями и тремя червячными передачами. Две червячные передачи 1 идут от нажимных винтов 2, третья 3 — от урав­новешивающего винта 4. Последняя имеет отдельный приводной вал, всегда сцепленный с одной стороны с главным валом передачей пер­вых трех цилиндрических зубчатых колес; с другой стороны — с цилин­дрической шестерней вала нажимных винтов. На этом общем валу на­сажены две кулачные расцепные муфты, предназначенные для отъеди­нения каждого из нажимных винтов от привода. Благодаря отъедине­нию нажимных винтов от уравновешивающего облегчается смена вал­ков и вкладышей в подушках, а также смена и регулировка нажимных винтов при ремонте нажимного и уравновешивающего устройства.

Для отъединения одного или обоих нажимных винтов от уравнове­шивающего служит переключающее устройство (фиг. 350, б), в котором оба червяка нажимных винтов соединены общим валом 1, сцепленным с червяком левого нажимного винта обыкновенной жесткой муфтой 2, а с червяком правого — кулачной раздвижной муфтой, одна половина которой 3 сидит на шпонке 4, прикрепленной к валу винтами 5, и мо­жет свободно скользить по валу, другая 6 заклинена неподвижно на конце червяка.

Соединение с нажимным механизмом правого винта вала 1 жестко связанного с левым нажимным винтом, достигается сцеплением под­вижной половины муфты с неподвижной. На том же валу 1 сидит вто­рая раздвижная кулачная муфта 7. Одну половину муфты образует сту­пица шестерни 8, которая свободно вращается на валу и удерживается от скольжения вдоль вала упорным кольцом 9. Это кольцо предохра­няется от проворачивания шпонками 10, а от скольжения вдоль вала— направляющими шпонками, привинченными к валу. Вторая половина муфты может свободно скользить по валу, удерживаемая от проворачи­вания направляющими шпонками. Эта муфта при сцеплении или рас­цеплении двух ее половин соединяет или разъединяет оба нажимных винта с уравновешивающим. Между раздвижными кулачными муфтами на валу установлен промежуточный подшипник 11 с витыми роликами.

Кулачные муфты включаются и выключаются рычагами (фиг. 350, в), насаженными на вал 1. Рычаги 2 с рукояткой находятся снаружи коробки и удерживаются в определенном положении затвором, состоя­щим из стержня 3 и пружины 4, рычаги 5 помещены внутри коробки. Вращающиеся сухари 6 рычагов входят в кольцевые выточки подвиж­ной половины кулачной муфты. Перед включением или выключением кулачных муфт нажимной и уравновешивающий механизмы должны быть остановлены. Стержень 3 должен быть оттянут наружу, после че­го можно повернуть рычаг 2, а вместе с ним и рычаги 5, в результате чего подвижная половинка кулачной муфты сцепляется или расцепляется с неподвижной. При включенном или выключенном положении муфты стержень затвора входит в отверстия фланца корпуса выклю­чающего механизма.

Описанное устройство облегчает правильную установку верхнего валка относительно нижнего, удобную смену вкладышей и валков и ре­гулировку нажимных винтов.

г) Применение электромагнитных муфт в приводах уравновешизающе-нажимных механизмов клетей кварто, а также гидравлического и масляного уравновешивания обеспечивает независимую установку на­жимных винтов при смене валков или выравнивании их в процессе эксплуатации.

Установка одной (фиг. 351) или двух (см. фиг. 326) электромаг­нитных муфт часто встречается в уравновешивающе-нажимных устрой­ствах клетей кварто станов холодной прокатки, причем в первом слу­чае (стан кварто 250/630 мм с длиной бочки валка 800 мм) применяются два мотора (N=7,5 л. с., п =900 об/мин), во втором (стан кварто 275/700 мм с длиной бочки валка 500 мм) — один мотор N = 6 л. с., с п = 420—1400 об/мин.

Вращение нажимных винтов осуществляется от двух электродви­гателей через две двухступенчатые цилиндрические передачи и две пары конических шестерен, причем валки уравновешиваются восемью двойными пружинами, установленными на специальных приливах с обеих сторон каждой станины.

В более мощных клетях кварто станов горячей прокатки при зна­чительно большем подъеме (выше 100 мм) пружинное уравновешива­ние, с одной стороны, требует более высоких пружин, с другой, — еще больше затрудняет смену валков, в особенности в мощных станах, из-за отсутствия независимого перемещения нажимных винтов.

Вместо пружин в мощных станах кварто в США широко распро­странено гидравлическое уравновешивание.

Фиг. 350. Уравновешивающе-нажимной ме­ханизм слябинга «Запорожстали»:

уравновешивающе-нажимное устройство (а) механизм (б) и

рычаги (в) для переключения уравновешивающе-нажимного устройства

Фиг. 351. Привод с одной электромагнитной муфтой уравновешивающе-нажимного устройства клети кварто 250/630 мм холодной прокатки: а — вид спереди; б — вид сверху

Немаловажный интерес представляет уравновешивание валков, осуществляемое при помощи восьми гидравлических масляных цилинд­ров (фиг. 352), расположенных в подушках нижних валков. Для опор­ных и рабочих валков применяются обособленные цилиндры 1 и 2. Для подъема нижнего валка при перевалках применяются масляные цилиндры 3.

Схема действия гидравлического устройства для уравновешивания валков показана на фиг. 353. Из резервуара 4 насосом 5 масло подает­ся в грузовой аккумулятор 6, состоящий из цилиндра, плунжера и гру­зов. Масло, поданное под большим давлением, поступая в цилиндр, подымает плунжер, а вместе с ним и грузы. После этого по трубопро­водам масло подается к уравновешивающим цилиндрам опорных 1 и рабочих 2 валков, а также к цилиндрам 3, предназначенным для пере­валки.

В шестивалковом стане 330/730 мм при длине бочки валка 1200 мм для холодной прокатки листов механизм привода значительно сложнее, чем в рассмотренных выше (дуо, трио, кварто), из-за необходимости вращения не двух, а четырех нажимных винтов (фиг. 354), приводимых попарно от двух электродвигателей ( 12 л. с., п = 500—1500 об/мин) через два аналогичные по устройству, но совершенно обособ­ленные редуктора.

Движение каждой паре нажимных винтов от электродвигателя 1 передается через пару конических передач 2, пару цилиндрических пе­редач 3, червяку 4, а от него червячному колесу 5 и шестерне 6, находящейся в зацеплении с шестернями 7 и 8, сидящими на нажимных винтах. Уравновешивание — пружинами.

Данные о скорости передвижения валка, передаточных числах приводов, характеристики моторов и нажимных винтов приводятся в табл. 50.

Из сказанного видно, что основные способы регулирования верх­них валков путем самостоятельного передвижения каждой подушки таковы: 1) отключение одного из нажимных винтов при помощи кулач­ных муфт, 2) вывод из зацепления зубчатого колеса на одном из на­жимных винтов, 3) регулировка высоты специального стакана, 4) установка электромагнитных муфт, 5) установка дифференциала, 6) применение сельсин-моторов, 7) установка самостоятельного приво­да для нажимных винтов. Первые три из этих способов неудобны и требуют остановки стана, последние же четыре дают возможность про­изводить выравнивание с пульта управления без остановки стана, благодаря чему они и получили широкое распространение в универ­сальных, реверсивных и непрерывных станах новейшей конструкции горячей и холодной прокатки.

Фиг. 352. Гидравлическое уравновешивание при помощи восьми масляных цилиндров

Фиг. 353. Схема действия гидравлического уравновешивания помощью восьми цилиндров

Фиг. 354. Механизм привода уравновешивающе-нажимного устройства шестивалкового стана холодной прокатки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: