Электробур — забойный двигатель, предназначенный для передачи долоту вращательного движения. Он состоит из электродвигателя и шпинделя. Вращающий момент двигателя передается на вал шпинделя через зубчатую муфту. Электробур с долотом спускается в скважину на бурильных трубах, которые служат не только для поддержания его на весу, восприятия реактивного момента и подачи забою промывочной жидкости, но и для размещения токоподводящего кабеля.
Электробур (рис. 2.12) состоит из двух основных узлов — электродвигателя и шпинделя. В верхний проводник 13 поступает промывочная жидкость из бурильной колонны и через полости между лубрикаторами 14 и 25 и их корпусом 12 поступает вовнутрь полого вала электродвигателя 1 к долоту. Промывочная жидкость, проходя через отверстие в долоте, подхватывает обломки выбуренной породы по затрубному пространству и поднимает их на поверхность. Защита электродвигателя от влаги осуществляется заполнением внутренней полости маслом под действием поршня лубрикатора 15. Полый вал электродвигателя 1 соединен с полым валом шпинделя 29 зубчатой муфтой 27.
|
|
В настоящее время выпускают электробуры с диаметрами корпуса 250, 215 и 170 мм для бурения скважин долотами соответственно диаметрами 295, 243 и 190 мм.
Рис. 2.12. Электробур с маслонаполненным шпинделем: 1 — вал электродвигателя; 2, 5 — радиальные подшипники; 3, 30 — опорные подшипники; 4, 6 — секции электродвигателя; 7 — обмотка статора; 8 — диамагнитный пакет; 9, 10, 11 — соответственно верхняя, средняя и нижняя части корпуса; 12 — корпус лубрикаторов; 13, 37 — переводники; 14, 25 — лубрикаторы; 15, 33 — поршень лубрикатора; 16,34 — пружина лубрикатора; 17, 18 — сальниковые уплотнения; 19 — пара торцовая уплотнения; 20 — кабельный ввод; 21 — контактный стержень; 22 — уплотнение ввода кабеля; 23 — предохранительный стакан; 24 — опора контактного стержня; 26 — корпус шпинделя; 27 — соединительная муфта; 28 — роликовая опора; 29 — вал шпинделя; 31 — резиновый амортизатор; 32 — лубрикатор шпинделя; 35 — втулка с уплотнением; 36 — сальник шпинделя; 38 — долото |
32 - лубрикатор служит для поддержания повышенного давления масла внутри шпинделя и тем самым защищает его подшипники от попадания в них бурового раствора. Незначительные утечки масла восполняются из лубрикатора.