Если подсчет чистой работы прокатки производить по формуле Финка или аналогичным ей по получаемым результатам, то необходимо дополнительно учитывать работу трения металла о поверхность валков.
На основании опытов Бласса по определению среднего удельного давления на поверхности соприкосновения металла с валками и формулы Верещагина для определения Р ст (вертикальной слагающей равнодействующей радиального давления) Истомин [101] для определения работы трения металла о валки при прокатке полос дает следующее уравнение:
(239)
где т = 60—40 — коэффициент, значение которого для различных пропусков берется в следующих пределах: 1-й пропуск — 60, 2-й пропуск — 50, 3-й пропуск — 45, 4-й, 5-й и последующие пропуски — 40;
— длина полосы перед пропуском, см;
— коэффициент вытяжки;
Р ст — полное статическое давление, кг;
— поверхность соприкосновения металла с валками, см .
По Верещагину
Определение производится по соответствующим формулам для каждого стана (гл. II, § 17).
Для подсчета работы трения при прокатке в закрытых ручьях, в которых эта работа в несколько раз превышает работу трения на цилиндрических поверхностях, Истомин предлагает такое уравнение:
(240)
где - отношение работы трения на боковых поверхностях калибра к работе трения на цилиндрических поверхностях и обычно берется в пределах = 0,5—3 в зависимости от формы ручья;
— полная длина периметра калибра;
— наибольшая ширина цилиндрической поверхности ручья. При этом высота боковых поверхностей ручья равна —2 , а каждой стороны
Формулы (239) и (240) выведены для горячей прокатки.
При подсчете в условиях холодной прокатки Истомин рекомендует пользоваться формулой (239), но со значительно уменьшенным коэффициентом т. Считая, что коэффициент трения входит в указанный ранее коэффициент т,Истомин в условиях холодной прокатки с углом захвата, равным 3—7°, принимает коэффициент т в несколько раз меньшим (т = 9 13). Тогда выражение (239) принимает вид:
(241)
Формулы (239), (240) и (241) имеют эмпирический характер и предназначены для подсчета работы вертикальных сил трения, чего не учитывают формулы чистой работы прокатки Финка, Верещагина и других авторов.
Значительно проще и правильнее пользоваться при подсчете работы деформации (работы чистой прокатки и работы трения металла о валки) формулами крутящего момента (Павлова, Баюкова), учитывающими одновременно затрату энергии на чистую деформацию и на трение металла о валки.
Сравнивая результаты, полученные по формулам Баюкова и Павлова, видим, что первая из них по отношению ко второй дает увеличение мощности на 2,28%, так как в ней учитывается влияние опережения, в чем, по утверждению Павлова, нет нужды.
Итак для подсчета мощности деформации можно пользоваться формулой Павлова:
при подсчетах крутящего момента для двух валков формулой:
для одного
(243)
Принятый нами метод подсчета работы деформации по крутящим моментам (187) при многообразии типов станов и сложности их конструктивного устройства является наиболее простым и наиболее правильным. Поэтому все остальные расчеты по определению вредных сопротивлений будем вести, пользуясь этим методом, с учетом особенностей кинематики рабочих линий станов.