Муниципальное хозяйство и МСУ

Понятие «муниципальное хозяйство». Характерные особенности, «качественное» и «количественное» содержание муниципального хозяйства. Объекты и субъекты муниципального хозяйства. Управление муниципальным хозяйством в муниципальных образованиях России – «комплексный подход».

1. Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.

2. Деятельность, осуществляемая этими предприятиями и учреждениями, направлена на удовлетворение общественных интересов.

3. Муниципальное хозяйство (по Бардакову) – хозяйственная деятельность на правленная на развитие человека в муниципальном образовании.

Структура муниципального хозяйства состоит из следующих элементов: государственные предприятия хозяйственных систем, муниципальные предприятия, организации и учреждения, предприятия частной и иных форм собственности.

На развитие муниципального хозяйства оказывают влияние множество факторов и их необходимо учитывать при разработке стратегии развития муниципального образования. Это:

· территориальная общность производства;

· единство системы населенных пунктов;

· единство системы социальной инфраструктуры;

· население и его режим воспроизводства, плотность, удельный вес трудоспособного населения, система расселения, уровень урбанизации, миграция, возрастно-половой состав и другие параметры, определяющие потенциал трудовых ресурсов, демографическую нагрузку;

· комплексность экологического и экономико-социального развития;

· общность природопользования и охрана окружающей среды. Изучение этих факторов позволяет определить реальные возможности муниципальных образований.

При этом субъектом муниципального хозяйства выступает гражданин, индивид, народ(идеал), должностное лицо, муниципальный орган (реальность).

Объект – отношения (идеал), организации и учреждения (реальность).

Такая хозяйственная деятельность не имеет существенного отличия от государственной. Но по объему и уровню может быть обозначена как муниципальная.

Говоря о количественных и качественных показателях муниципального хозяйства следует отметить, что если значительная часть объектов направлена на развитие, то можно говорить о качестве, а если на развитие экономики, производства – нет (важно!! Пример про экологическую обстановку и заводы).

Полномочия органов местной власти распространяются на все хозяйственные системы, расположенные на территории муниципальных образований. Такой подход позволяет местным органам управления участвовать в процессах развития хозяйственных систем.

При этом органы местного управления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не входящими в муниципальную собственность, а также с физическими лицами по вопросам, не входящим в компетенцию органов местного управления, строятся на основе договоров.

Органы местной власти привлекают предприятия, учреждения и организации к решению вопросов социально-экономического развития МО. В соответствии с законом органы управления МО вправе координировать участие предприятий хозяйственных систем в процессе комплексного социально-экономического развития территории МО. Для координации они используют финансово-экономические, а также организационно-правовые методы управления в процессе взаимодействия с этими предприятиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: