Половая зрелость связана с расширением вен, идущих к половому члену и маткё, и открывает пути для этих выделений. Женщины тоже во время сношения испускают из своего тела семя в матку, а иногда, если матка широко открыта, и наружу. В том случае, если женщина зачинает, семя обоих после сношения не изливается наружу, а остается в матке, причем маточное устье закрывается. Автор указывает, далее, те свойства семени, которые обусловливают рождение мальчиков и девочек. Семя у мужчин и у женщин бывает сильнее и слабее; бывает мужское семя более сильное и женское более слабое, причем то и другое встречается как у мужчины, так и у женщины. Если от обоих отходит более сильное семя, рождается мальчик, если слабое — девочка. Если семя разное, играет роль его количество: находящееся в большем количестве побеждает и определяет пол. Таким чзбразом, большее количество слабого семени образует женский пол, сильного — наоборот. Существование у обоих родителей семени более слабого — женского — и более сильного — мужского — доказывается тем, что женщины, рождавшие от одного мужа девочек, рождают от другого мальчиков и наоборот; то же относится и к мужчинам. Но, кроме того, от каждого родителя может в разное время отходить семя различной силы. Оходство детей (обыкновенно — частичное) с тем или другим родителем находит объяснение в том, что семя отходит от всех частей тела, притом от слабых — слабое, от сильных — сильное. Если от какой-либо части тела отходит в семя больше у отца, чем у матери, ребенок этой частью будет похож на отца, если от матери — на мать; поэтому дочь может походить на ч)тца, сын — на мать. Рождение отдельных слабых детей крепкими родителями объясняется болезнью зародыша; если же оно наблюдается постоянно, причина этого лежит в узости матки, подобно тому как выращиваемый в бутылке огурец принимает форму сосуда. Увечье младенца зависит от ушибов матери. От людей увечных дети рождаются, здоровыми, но если семя является неполноценным соответственно увечной части, увечье может передаться ребенку.
Таково содержание этой книги; мы видим, что она трактует о тех же самых вопросах, которые пробовали решать почти все натурфилософы. Здесь нет только речи о правой и левой стороне, о чем говорится, однако, в «Афоризмах» Гиппократа (V, 48) — так же, как о холодном и горячем семени, но, в согласии с Демокритом, объяснение пола сводится просто к «преобладанию».
Книга «О природе ребенка» представляет непосредственное продолжение книги «О семени», и Литтре в своем издании Гиппократа соединил их в одну. В ной таким же спокойным и простым слогом излагается развитие ^ародыша с момента зачатия до конп^а, т. е. рождения зрелого плода. Ма-