г ей, хотя той или иной части у них йет. В-третьих, дети не всегда схожи с родителями, а иногда с дедушкой и бабушкой, хотя от них никакого семени не имеется. Кроме того, могут наследоваться голос, движения, волосы, ногти; все это такие свойства, от которых семя не отходит. И. наконец, насекомые рождают совершенно несхожих с ними червей. Вопроса о передаче приобретенных изменений он здесь не касается, хотя указывает пример такого рода. Но этого мало: есть ряд других вопросов, на которые теория отхождения семени от всего тела ответа дать не может и которые ее разрушают. Семя должно отходить или от однородных частей (тканей), или от неоднородных (органов). Если только от однородных, как объяснить тогда сходство с родителями? Если от неоднородных, тогда оно отходит не от всех частей. Если же от тех и других, то оно должно отходить и от однородных частей, и от их соединений между собой, а это немыслимо. Далее, предположение, что семя отходит от обоих родителей, делает непонятным образование пола, непонятно также, почему не возникают в этом случае два животных; необъяснимо возникновение многих зародышей сразу. Наконец, если кровь возникает из пищи, а из крови во время роста возникают различные части, почему они не могут таким же образом возникать из семени?
Таковы кратко те соображения, которые делают для Аристотеля неприемлемой гипотезу пангенезиса. Но что же представляет собой в таком случае семя?
Рассматривая по порядку различные возможные предположения — семя есть: 1) часть тела; 2) нечто образующееся в теле, как опухоль или нарыв (фима); 3) результат «расплавления» часа ей и 4) выделение тела, — Аристотель останавливается на последнем. Семя есть выделение, и для него, как и для всех прочих выделений, существуют особые пути. Все выделения происходят из пищи, но бывают или непригодные (моча, пот, кал), или пригодные, которые образуют кровь и служат для питания и роста частей; они возникают в результате длительной обработки, «варения» пищи и содержат все необходимое для каждой части., Вот такое чистейшее последнее выделение и представляет собой семя. Оно не отходит от частей, а наоборот, приходит ко всем частям и, если не будет потреблено частями, а перехвачено, так сказать, на пути, становится семенем. Это-замысловатое и не лишенное остроумия воззрение подкрепляется рядом косвенных доказательств. Семя не образуется, когда последние продукты пиши целиком потребляются или получают другое назначение, его не бывает уНолодых растущих организмов, у больных и, наоборот, у субъектов, чересчур упитанных, ожирелых. Потеря семени, особенно частая, вызывает всегда слабость.