Целью комплексного исследования рынка является выявление возможностей фирмы занять конкурентные позиции на конкретном рынке или его сегменте путем приспособления выпускаемой (реализуемой) фирмой продукции к спросу и требованиям рынка.
Одной из важнейших задач является определение условий, при которых достигается оптимальное соотношение между спросом и предложением товаров, а также определение конкурентных позиций конкретных видов продукции фирмы на изучаемом рынке и ориентация на выпуск (реализацию) таких товаров, которым обеспечен сбыт при получении фирмой намечаемой прибыли.
Реализация этих задач достигается на основе использования результатов маркетингового исследования при принятии решений в области производства (закупки) товаров, формировании ассортиментной структуры, ценовой, сбытовой, рекламной политики фирмы.
Содержание маркетингового исследования находит отражение в его структуре и отвечает на вопрос, что надо исследовать применительно к выбранному объекту исследования - рынку конкретного товара. Методика исследования показывает, как наиболее целесообразно вести исследование, какие средства и методы предпочтительнее использовать.
|
|
Особенностью данной работы является необходимость использования комплексного подхода к исследованию, применение знаний по многим дисциплинам и прежде всего по курсам: "Экономика", "Маркетинг", "Социология", "Психология", "Статистика", "Товароведение", "Экономико-математическое моделирование", "Организация коммерческой деятельности" и др.
Комплексный подход предполагает:
¨ изучение, анализ и оценку всех элементов и факторов, оказывающих воздействие на тенденции развития, структуру, характер отношений на выбранном рынке в их взаимосвязи;
¨ изучение условий рынка во взаимосвязи с состоянием и тенденциями развития общехозяйственной конъюнктуры.
Глубина и направленность исследования зависят от характера деятельности фирмы, для которой выполняется исследование. Поэтому прежде всего определяется объект исследования - конкретный товар и рынок, подлежащий исследованию, его географические границы (республиканский, местный и т.д.). Учитывая то, что рынок подвержен постоянным изменениям, его исследование должно осуществляться на конкретную дату, за конкретный анализируемый период, и при необходимости в дальнейшем корректироваться. Принимая во внимание то, что статистические данные (вторичная информация) представляется ежеквартально, анализ рынка следует осуществлять за соответствующий отчетный период.
|
|
Выполнение данной работы требует значительных затрат времени, сбора большого количества первичной информации, обработка многих видов вторичной статистической информации применения современных компьютерных технологий, создания информационных баз данных.
Прежде чем приступать к исследованию необходимо определить тип рынка и его товарные границы. В основу дифференциации товарных рынков положены различия в материально-вещественной форме товара. Кроме того, каждый товарный рынок подразделяется в зависимости от типа покупателей.