Количественную оценку спроса и предложения получают с помощью расчета показателей емкости рынка, которые выступают в качестве основного индикатора его привлекательности.
Емкость рынка с точки зрения предложения (производственный потенциал) ¾ это объем товаров, который предложен на конкретном товарном рынке в течение определенного периода времени.
Емкость рынка с точки зрения спроса (потребительский потенциал) ¾ проявляется в виде возможности рынка поглотить определенное количество товара за конкретный период времени.
Количественную оценку емкости рынка с точки зрения предложения делают на основе статистических данных и рассчитывают по следующей формуле:
Епр= Пр + Тз + Ввоз - Вывоз,
где Епр - емкость рынка с точки зрения предложения;
Пр - объем производства товара на территории рынка местными производителями;
Ввоз - объемы ввоза товара на территорию рынка;
Вывоз - объемы вывоза товара за пределы территории рынка.
Емкость измеряется в натуральных (тонны, штуки, метры) или стоимостных (рублях) показателях. Количественную оценку емкости рынка с точки зрения спроса определяют как сумму реализации товара на исследуемом рынке по формуле:
где Есп - емкость рынка с точки зрения спроса;
Vi - объем продаж каждого i -го предприятия;
n - число предприятий.
При изучении рынка предприятие должно соизмерять свою долю на рынке с объективными рамками его емкости.
Доляпредприятия на рынке рассчитывается как отношение объема продаж конкретного предприятия (в физических единицах или стоимостном выражении) к общей емкости рынка по формуле:
,
где Дi - доля i -го предприятия;
Qi - объем продаж i -го предприятия;
V - общая емкость рынка.
Наличие информации об общей емкости рынка и распределение долей между предприятиями позволяет оценить его привлекательность и конкурентные позиции фирм на рынке, а также определить тип конкуренции (монополия, олигополия, чистая конкуренция, монополистическая конкуренция).
Для исследования емкости и конкурентной среды рынка используются следующие методы.