Радуйтесь о Господе, отыскавшем блуждающую по горам овечку свою и принесшем на Себе в стадо Свое, пасущееся на месте злачне и питающееся на воде покойне в премирных областях Священного Писания. Какое великое тамо изобилие изреченных и неизреченных наслаждений предлежит пасущемуся Христову стаду! Смотрю на присно зеленеющие луга, кипящие тысячами источников дивной премудрости и превыспреннего разума, возвещающего творческую славу в делах непостижимого Бога, и смиренно взываю ко Господу: лице Твое просвети на раба Твоего и научи мя оправданием Твоим. Не скрый от мене заповеди Твоя (Пс 118,135,19) и отверзи ум мой разумети писания. Слышу глаголющее сердцу моему слово: аще не будите яко дети, не внидете в Царствие Небесное (Мф 18, 3); апостол же святой объясняет сие так: не бывайте младенцы умом, но злобою младенствуйте (см.: 1 Кор 14, 20). Слышу еще слово глаголющее: будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие (Мф 10, 16). Новую заповедь даю вам, да любите друг друга, якоже Аз возлюбих вы (Ин 13,34). Пророк же вопиет во всю вселенную пред Господом: свет повеления Твоя на земли... и закон Твой поучение мое есть. Кто в повелениях Господних провождает дни свои, тот во свете ходит: отвергающие же повеления Господни тьму свою называют светом. Но какая польза человеку, аще приобрящет весь мир, душу же свою отщетит?—Все противное учению Св. Евангелия и Апостола есть от духа лестча, повсюду расставившего сети и мечтающего обольстить всю вселенную и поглотить во ад. Но Господь избавит души раб Своих, и не прегрешат вси, уповающие на Него.
|
|
Разгните вы священну книгу,
Где в кажду речь дух Божий влит,
Котора демонскому игу
Сопротивляться нам велит,—
Гласит учение златое,
Гласит писание святое:
Творите добрые дела;
Друг друга искренно любите.
Коль зла терпеть вы не хотите,
Не делайте другому зла!
Мне помнится, писал я к вам: от всех беги и всех люби. Это изречение великих рабов Божиих очень кратко, но содержит в себе великий разум; мое скудоумие представляет мне в понятии моем это так: всех люби, как своих ближних, и от всех беги — противящихся истине и пребывающих своим произволением в злобе. Бежать от всех таковых есть — нимало не соизволять всем творящим беззаконие. Всех люби, как себя, и от всех беги, как от себя! Ищите ж сами, куда вы можете убежать от себя... Припомните, что Господь глаголет: аще кто не возненавидит и души своей, не может быть Мой ученик. Любите враги ваша... добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть (Мф 5, 44). Не значит ли это — всех любить? Сию заповедь передал Господь ученикам Своим; но истинные христиане не суть ли истинные ученики Христовы?
|
|
И еще Господь глаголет: без Мене не можете творити ничесоже (Ин 15,5) и: Аз с вами есмь... до скончания века (Мф 28, 20). Не есть ли это утешение превыше всех утешений и самая о твердая надежда, сильнейшая всех надежд? Иисус Христос не пришел праведных спасать, но пришел грешников спасти, от нихже первый есмь аз. Посмотрите на мытаря и фарисея — вот два человека стоят пред Господом: один, мнящийся быти праведник, а другой грешник. Сей, укоренный фарисеем, не мог и на небо взглянуть: раскаиваясь в грехах своих и ударяя себя в перси, едва промолвил от сокрушенного сердца своего к Господу: Боже, милостив буди ми грешнику (Лк 18,13) — и вышел оправдан паче фарисея. А другой, начальник мытарей, по имени Закхей, приняв с радостью в дом свой Господа, торжественно обещается пол-имения своего раздать нищим, и ежели кого обидел, воздать тому вчетверо; и Господь вещает ему: днесь спасение дому сему бысть, зане и сей сын Авраамль есть (Лк 19, 9).
Святому Арсению Великому был глас с небеси: «Арсение, беги от человек, да спасешися». После сего некто спросил Арсения: «Почто ты от нас бегаешь? Поэтому ты не любишь нас!» Отвечал Арсений: «Ей, люблю вас! но не могу быть купно с Богом и с человеки: много Ангелов на небеси, и все они едину волю Божию творят: человек же каждый свою волю творит».
Теперь разумно вам, что значит: «Всех люби и от всех беги»? Всех люби ради Бога — и от всех бежать ради Бога, за их порочность,— то же, что уклонися от зла и сотвори благо (Пс 33, 15); то же, что: не любите мира, ни яже в мире: а кто хочет быть другом миру, тот враг Богу бывает. Когда кто о мирских помышляет с сердечным пожеланием, тогда мир в сердце его; а ежели о Боге помышляет, смиренномудрствует и молится, соблюдая заповеди Его, то и он в Боге, и Бог в нем пребывает любовью.
15 февраля 1835 года