К А.Ф.А. Нам очень нужна молитва, помоществуемая свыше, чтобы умолить Господа — да просветит очи мысленные, как бы не уснуть в смерть

Нам очень нужна молитва, помоществуемая свыше, чтобы умолить Господа — да просветит очи мысленные, как бы не уснуть в смерть! Ныне это возможно, когда Сам Господь повелевает молиться и просить и благоизволяет нам подавать просимое; но после будет невозможно, когда двери чертога Его затворятся и настанет суд праведного воздаяния. Ныне зовет Он всех: приидите ко Мне — и мы ли не слышим? Наблюдающие или хранящие суетная и ложная не пользуются милостью Его; они воззовут некогда: отверзи нам, но услышат ответ: не вем вас! Припомните, что пострадали изображаемые в Евангелии юродивые девы. Ах! молись ныне, сестра моя; блюди себя опасно, покуда душа в теле! А тогда все будет поздно. Матерь Божия да сохранит вас от сетей вражих под Своим покровом! И святого Ангела Хранителя, данного при святом крещении, призывайте усердно в помощь — да хранит вас от претыкания и днем, и ночью.

Соусердствующий вам непотр. раб Егор

Сентября 22-го, 1835 года

3. 232. К N.N.

Чтобы истинно быть благополучными, надобно всей душой и всем сердцем более всего на свете любить Бога и со всеми мирствовать — также ради Бога. Церковью установленные посты должно соблюдать благочестиво. В среду Господь наш Иисус Христос предался за нас на страдание, а в пятницу, распявшись на Кресте, совершил дело спасения нашего: сие воспоминая с благоговением, должны мы смирять постом душу свою и оказывать бедным и нуждающимся всякую милость. Убеждаю вас не прельщать себя надеждою долголетней жизни, но разуметь истинно, что и сегодня Господь может разлучить душу от тела. Земное останется на земле,— но дела и слова предстанут с душою на суд. Итак, во всяком звании и состоянии надобно такую жизнь вести, чтобы не укоряла совесть, и помнить, что все мы пред Богом ходим и что здесь одно лишь странничество наше; отечество же истинных христиан на небеси: об этом никогда не надобно забывать. Молитвы утренние и на сон грядущим должно всегда прочитывать с особенным вниманием, как пред Самим Богом, чтобы, умоляя Господа, испросить себе во всех грехах прощение. Молитесь и за тот дом, в котором пребываете, да избавит Господь от всякого искушения и от всякого зла и да водворится среди вас мир и благословение Божие...

Во всем благоприятная умеренность, чистые мысли и воздержание; живущих и утопающих в роскоши не светит разум.

Будьте благополучны и во временной жизни, и в вечной. Искренно вам доброжелательствующий о Господе,

н. р. Егор

К N.N.

Ради Бога прошу вас: со страхом и благоговением внимайте слову Божию, усердно поучайтесь в нем день и ночь. Оно утешит вас неизреченным утешением, и вы, вкусивши такой сладости, увидите, коль благ Господь правым сердцем. Это в воле вашей состоит—или отвращаться, или обращаться, к чему изволите: мир, плоть и дьявол прельщают и предлагают наслаждаться удовлетворением всех пожеланий, какие только приятны зараженным чувствам на земле; но Божие слово, отвлекая от сей прелести, зовет к небесному; оно научает презирать не только мирскую честь и славу, смехи и забавы, но и самих себя, и все чувства душевные и телесные непременно покорять в послушание Христово, чтобы вкусить и видеть жизнь, исполненную света, и охотным приуготовлением себя к претерпению до конца многих временных скорбей, Божией милостью наследовать блаженную вечность... Для последующей Слову Божию души нет здесь в изменяемых вещах утешения, и чуждо ей всякое гнилое слово; ей слезы — хлеб, а смех—мерзость: она радуется о едином Господе; ее просвещение и спасение—Господь; Его единого, разрушившего смертью смерть, именует она Богом своим, и для нее нет другого. Отдайте сердце ваше Богу и не берите уж назад! Пусть будет оно занято Богом — и страсти не овладеют им. Разумейте, чем вы утешаетесь, чтобы постыдиться вечно...

Прочитайте житие Св. муч. Иустины: ее память Окт. 2-е.

3. 235. К Е.Е.

Матушка! благодарю за поздравление о Господе! Да возвеличится Христос в сердцах наших благодатью Его!

Вы мне описали приятную наклонность сердца любезной племянницы вашей к слову Божию. Служение Господу по ревности душевной и разуму во всякое время и повсюду возможно: для удобности же к соблюдению себя в молитве и в безмолвном внимании слову Божию устроились особенно монастыри.

Я избирал лучшие монастыри: Соловецкий, Валаамский и древний Херсонский Георгиевский на самой скале над Черным морем; остановился и размыслил: «Воля моя мне уже не принадлежит, когда совершенно предаюсь воле Божией. Я избираю, по-видимому, лучшее, а спасение души моей заключается в невидимых и недоведомых судьбах от Господа». Итак, отвергнув выбор мой и волю прочь, я стал в Задонске.

К Е.Е.

Вы желаете как можно лучше устроить Варвару Васильевну и думаете, в какой бы монастырь ее определить.

Мне приходит простая мысль: в тот, который здесь ближе к вам,— в Елецкий или Воронежский. Келия да церковь будут назидать любезнейшую вашу племянницу, а не люди, все располагающие по своим умствованиям и волям.

Спасение — не в наружной строгости, но в блюдении внутренних чувств и внимании своего сердца о Иисусе Христе. Не за другими нужно смотреть, как живут, но себя осматривать и непрестанно поверять, не оскорбляю ли я каким грехом милость Божию.

Непотр. раб Егор

26 января 1827 года

3. 241.К В.В.Г.

Божественный страх есть начало к просвещению, или начало премудрости. Сим мы научаемся разуметь и творить заповеди Господни. Гнилых и праздных слов не будем говорить. Да погрузится вся душа и ум в спаси­тельное слово, благоприятное нашему сердцу.

Скажите, почему вы сознаете, что дале­ки вы от пути спасительного? Да исчезнут все суетные мирские страхи! Христос, любовью соединяющий сердца, есть спасительный путь и истинный Спаситель по нем идущих. Что вы скажете — что такое удаляет вас от Него? Христос не там, не вон где, но посреди нас стоит, свидетельствует святой Иоанн Предтеча, и мы не видим Его. Очистим чувствия наши и узрим Его, радующего нас. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф 5,8)... Ищите, и обрящете: Царствие Божие внутрь вас есть. Не в наружных вещах, видимых около нас, но просто внутри вас есть невидимое телесны­ми глазами. Господи! просвети душевные очи мои, да вижу и взыщу Царствие Твое день и ночь, покуда обрящу.

Да будет в Нем покой души моей!

Вся сила в слове Божием и призывании Господа; без этого — молитвы мои и сообщение сердца моего вам ничто: ничто нас не мо­жет пользовать, кроме слова Божия, в жизнь вечную...

Сострадать же немощи есть взаимный долг наш во уповании на Господа сил; наш долг — не отчаиваться, а помнить и верить, что, когда изнемогаем, тогда сильны Господом.

В немощех наших сила Божия соверша­ется: об этом свидетельствует святой апостол Павел (см.: 2 Кор 12, 9)...

Мне очень приятно сообщать приемлю­щему сердцу вашему все полезное к нашему со­путствованию в блаженство вечное. Любите труды, любите скорби и горести, любите любезно переносить все ради Христа, возлюбив­шего нас до смерти крестной.

Что значат слова мои о вашей молитве, с удовольствием объясню вам: они означают бесчисленную молитву тайную, втайне сердца глубоко кроящуюся, которую един Бог может видеть. Храните ж сие и никому не сказывайте, что вы молитесь: скройте быстрый взор ваш и скорость удержите скромностью тихого и молчаливого духа; смотрите телесными гла­зами в землю, а умом на небо.

Сие любовью пишу вам.

18-го января 1827 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: