Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются

- налоги и неналоговые платежи в бюджет;
- финансовые льготы и санкции;
- общие и целевые субсидии;
- доходы и расходы внебюджетных фондов;
- доходы и расходы государственных предприятий и организаций.
Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные и смешанные формы регулирования.
Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.
К косвенным формам регулирования относится: косвенное государственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.
Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются: местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.

Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемы на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач.
Оперативное управление финансами главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.

Финансовый контроль, с одной стороны одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.
Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.
Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства.
Финансовый контроль включает - проверку соблюдения экономических законов (оптимальности распределения и перераспределения национального дохода);
- составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);
- эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений;
- налоговый контроль.
Финансовый контроль преследует следующие задачи

- содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов;
- обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
- выявление внутрипроизводственных резервов увеличения финансовых ресурсов.
Важную роль в обеспечении качества финансового контроля играет уровень организации учета в стране бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация главный объект финансового контроля. Успешное и эффективное проведение финансового контроля зависит от уровня организации и видов контроля, форм и методов его проведения.
В зависимости от субъектов контроля, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды

· общегосударственный контроль, проводится органами государственной власти. Главная цель обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и при расходовании государственных средств;
· ведомственный контроль, осуществляется контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;
· внутрихозяйственный контроль проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций. Объект контроля хозяйственная и финансовая деятельность;
· общественный контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач;
· независимый контроль проводится специальными органами: аудиторскими фирмами и другими службами.
К методам финансового контроля относятся

- Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.
- Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций и учреждений.
- Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, банковскую и др. Он предполагает контроль за соблюдением нормативов и правил.
- Экономический анализ, как разновидность финансового контроля, имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования.
- Ревизия наиболее распространенная форма финансового контроля, представляющая собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.
Контроль осуществляют законодательные органы власти, исполнительные органы управления, финансовые, налоговые и кредитные учреждения, страховые организации, госкомитеты, министерства и ведомства; финансовые службы предприятий, организаций и учреждений.

63. Экономическое содержание, функции и виды прибыли, ее формирование и распределение Прибыль – это денежное выражение накоплений, которые создаются пред-ем. Она характеризует финансовый результат дея-ти пред-я. Прибыль пред-я выражает чистый доход, который создан в сфере материального производства в процессе хоз-ой дея-ти. Чистый доход- это категория производства, связанная с процессом деления труда на необходимый и прибавочный. Прибавочный продукт-это продукт, созданный трудом людей на пред-ях, который выступает как чистый доход общества. По экономическому содержанию прибыль есть денежное выражении части стоимости прибавочного продукта. Как экономическая категирия прибыль выполняет рад важнейших функций: 1. прибыль характеризует эффективность хоз-ой дея-ти пред-я. Сам факт прибыльности уже свидетельствует об эффективности дея-ти пред-я; 2. При выполненни стимулирующей функции прибыль одновременно явл-ся и финансовым результатом, и основным элементом финансовых ресурсов Выступая конечным финансово-экономическим результатом пред-я, прибыль преобретает ключевую роль в рыночном хозяйстве. За ней закрепляется статус цели, что предполагает экономическое поведение хозяйствующих субъектов, благополучие которых зависит от величины прибыли, так и от принятого в национальной экономике алгоритма ее распределения, включая налогообложение. Чем выше уровень генерирования прибыли пред-я в процессе его хоз-ой дея-ти, тем меньше потребность в привлечении финансовых средств из внешних источников и тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития. Прибыль в условиях рыночной экономики представляет собой движущую силу и источник обновления производственных фондов и продукции, выпускаемой пред-ями. Она явл-ся постоянно воспроизводственным источником, и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе. Прибыль явл-ся источником соц-ых благ для членов трудового коллектива. За счет прибыли, остающейся на пред-е после уплаты налога, выплаты дивидендов и др. первоочередных отчислений (например, на создание резервных фондов), осуществляется материальное поощрение работников и предоставление им социальных льгот, содержание объектов соц-ой сферы.; 3. Прибыль явл-ся одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджет в виде налогов и наряду с др. доходными поступлениями используется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения гос-ом своих функций, гос-ых инвестиционных, поизводственых, научно-технических и социальных программ.

Виды прибыли Существуют несколько определений видов прибыли: балансовая прибыль (состоит из прибыли от реализации, доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям)Балансовая прибыль фигурирует в отчете о прибылях и убытках, она явл-ся конечным результатом финансово-хозяйственной дея-ти пред-я. Валовая прибыль – в составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов хоз-ой дея-ти пред-я. В первую очередь в состав валовой прибыли включается прибыль отреализации продукции. Прибыль от реализации состоит из прибыли от реализации товарной продукции, из прибылей отпрочей реализации, покупной продукции, материалов за вычетом из общей суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, налогоа с продаж и затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость. Во- вторых в состав прибыли входит прибыль от реализацтт основных фондов и иного имущества, которая определяется как разница между продажной ценой и первоначальной, или остаточной, стоимостью этих видов имущества, увеличенной на индекс инфляции. В третьих, в состав валовой прибыли включаются внереализационные доходы и расходы. Это те доходы, которые не связаны непосредственно с произвоством и реализацией продукции: доходы от долевого участия в дея-ти др. организаций; доходы от сдачи имущества в аренду, дивиденды, проценты по акциям, облигациям и др. ценным бумагам, принадлежащим пред-ю; суммы полученных и уплоченных экономическим санкциям; прибыль до налогообложения (это по сути своей прибыль от обычной дея-ти) На величину прибыли до налогообложения влияет совоккпность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской дея-ти; к первым относятся рост объема производимой продукции, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост дея-ти труда; ко вторым- изменения цен на реализуемую продукцию, регулироемых гос-ми органами, влияние природных, географических, тарнспортных и технических условий на производство и реализацию продукции. Чистая прибыль (это прибыль, остающаяся в распоряжении прд-я после уплаты налогов и др. обязательных платежей в бюджет, включая финансовые санкции за нарушение налогового заоконодательства)Чистая прибыль явл-ся единственным источником средств для выплаты дивидендов в акционерных обществах, а также источником средств для распределения между участниками общества с органиченной ответственностью пропорционально долям в уставном капитале.

Распределение и использование прибыл пред-я явл-ся важным процессом, котрый обеспечивает не только покрытие потребностей самого предприятия, но и формирование доходов всего гос-ва в целом.

В процессе распределения прибыли валовая прибыль уменьшается на сумму доходов от долевого участия в дея-ти др. пред-ий, находящихся в пределах России; дивидендов полученных по акциям, принадлежащих данному перд-ю, а также с доходов по гос-ым цен.б РФ. Затем из валовой прибыли исключается сумма прибыли, по которой установлены налоговые льготы. После этих операций валовая прибыль становиться объектом налогообложения и считается налогооблогаемой прибылью. С этой прибыли уплачивается в бюджет налог на прибыль.

После уплаты всех налогов и сборов у пред-я остается чистая прибыль.Эта прибыль остается в распоряжении пред-я.Распределение этой прибыли регламентируется внутренними документами пред-я, как правило учетной политике. В соответствии с уставом или решением распорядительного органа на предприятиях создаются фонды: накопления, потребления, социальной сферы. Если фонды не создаются, то в целях обеспечения планового расходования средств состовляются сметы расходов на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, материальное поощрение работкников и благотворительные цели. Прибыль явл-ся также источником пополнения собственных оборотных средств., на приоретение основных средств, а также уплату % по просроченным и отсроченным кредитам. К расходам, связанным с развитием производства и финансируемым из прибыли, относятся: расходы на научно- исследовательские, проектное, опытно-конструкторсике и технологические работы, финансирование разработки и освоение новой продукции и технологических процессов, затраты на совершенствование технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением пред-я.

Кроме финансирования развития производства, пред-е направляют прибыль, которая осталась в его распоряжении, на социальные и потребительские нужды. Вся прибыль которая остается в распоряжении пред-я, разделяется на прибыль, увеличивающую стоимость имущества, т.е участвующую в процессе накопления, и прибыль, направленную на потребление, не увеличивающую стоимость имущества. Если прибыль не расходуется на потребление, то она увеличивает размер собственного капитала пред-я. Наличие нераспределенной прибыли увеличивает финансовую устойчивость пред-я, свидетельствует о наличии источников для последующего развития. В рыночных условиях остро стоит вопрос о необходимости резервирования средств в связи с проведением рисковых операций. Отчисления в резервный капитал носят первоочередный характер. Размер этот резерва должен составлять не менее 15% уставного капитала..Крме покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию, на разработку и внедрение новой техники, прирост собственных оборотных средств и восполнение недостатков, на другие затраты, обусловленные соц-но- экономическим развитием коллектива.

Прибыль пред-я формируется как сумма финансовых результатов по след видам дея-ти: основной (обычной) отражает результат той основной дея-ти, которая зафиксирована в уставе пред-я; операционной (финансовой) дея-тиотражает результат финансовой дея-ти и определяется как разность между операционными доходами и операционными расходами; внереализационных операций определяется как разнлсть между внереализационными доходами и внереализационными расходами; от действий чрезвычайных обстоятельств определяется как разница между чрезвычайными поступлениями и чрезвычайными расходами;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: