Объект, предмет, функции и задачи педагогики

Педагогика - это самостоятельная наука, имеющая свой объект и предмет изучения. По мнению В. А. Сластенина и других исследователей, объектом педа­гогики «выступают те явления действительности, которые обусловливают раз­витие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика»(Сластенин В.А. и др.Педагогика. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - С. 60)

Понятие «образование» рассматривают и другие науки: философия, социо­логия, психология, экономика и т.д. Однако они не касаются закономерностей целостного процесса обучения, воспитания и развития личности.

Предметом педагогики является реальный целостный педагогический про­цесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах - в семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях (Сластенин В.А. и др.Педагогика. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - С. 61.)

Педагогика изучает: сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Она разрабатывает теорию и технологию образо­вательного процесса. Это наука о целостном процессе образования человека,включающем в себя обучение, воспитание и развитие личности. По мнению публициста и педагога С.И. Гессена, «педагогика - наука. Этим она отличается от самого образования, служащего ее предметом» (Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Школа-Пресс, 1995. - С. 22).

Предмет педагогики обусловливает функции педагогики, осуществляющиеся в органическом единстве.

Схема 1

 
 


Исходя из приведенных в схеме 1 педагогических функций, основными зада­чами педагогики являются:

· анализ современного состояния и прогнозирование развития образования
в будущем;

· разработка теоретико-методологических основ образования;

· выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления
педагогическими системами;

· определение содержания образования в конкретных условиях;

· разработка образовательных стандартов;

· разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

· изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности, науч­ный анализ педагогических инноваций;

· внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику;

· изучение истории развития образования и педагогической мысли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: