Формы организации обучения (организационные формы) - это внешнее выражение согласованной деятельности педагога и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.
Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям:
По количеству учащихся: массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения.
По месту учебы: школьные и внешкольные формы.
Школьные формы обучения: школьные занятия (уроки), работа в мастерских, на пришкольном опытном участке, в лаборатории и т.п.
Внешкольные формы обучения: домашняя самостоятельная работа, экскурсия, занятия на предприятиях и т.п.
По длительности времени обучения различают: урок (45 минут); спаренное занятие (90 мин.); спаренное укороченное занятие (70 мин); уроки произвольной продолжительности.
Наибольшее распространение, как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в ХVII в.. Ее контуры очертил немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А. Коменский.