В отличие от многих других курсов юр.дисциплин, в основе которых лежит изучение отрасли права, например гражданского, адм., уголовного, курс «Правоохранительные органы» не имеет такой юр. основы. В определенном смысле этот курс - синтетическая юридическая дисциплина. Базой курса являются юридические институты и нормы законодательных актов разного уровня, разной правовой силы и значимости, которые являются предметом изучения. Наличие двух групп таких норм. В первую группу входят те из них, которые лишь в какой-то части посвящены правоохранительным органам. В их числе: Конституция РФ, ГПК, УПК, АПК и др. Ко второй группе относятся законодательные акты, которые посвящены отдельным правоохранительным органам, например, ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», ФКЗ «О судебной системе РФ» и «Об арбитражных судах РФ», Закон «О судоустройстве РСФСР», ФЗ «О прокуратуре РФ», Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, а
также ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»1 и др. Устройство органов в их совокупности и каждого из них в отдельности должно быть предметом изучения данного курса; организация правоохранительных органов также должна входить в курс, но только в той степени, в какой это связано с выполнением задач и целей, поставленных перед правоохранительными органами, без детализации текущих организационных вопросов, которые носят не правовой, а технический характер; предметом изучения должны быть и вопросы деятельности правоохранительных органов, но лишь в той степени, в какой это относится к выполнению возложенных на них функций и реализации основных направлений деятельности. Предмет курса «Правоохранительные органы» в последние десятилетия расширился за счет введения изучения деятельности осуществляющих правоохранительную деятельность органов, которые функционировали и ранее, но по различным причинам не изучались (например, в силу «секретности» органов внутренних дел, безопасности). Первоначально в вузах преподавалось «Судоустройство». Затем в 50-х гг. был введен курс «Организация суда и прокуратуры», а в 70-х гг.- курс «Суд и правосудие». В 1988 г. в вузах начали изучать курс «Правоохранительные органы». Тем самым была подчеркнута необходимость изучения в рамках данного курса не только суда и прокуратуры, но и других правоохранительных органов. Расширение предмета данного курса связано, кроме того, с появлением в последние годы правоохранительных органов, которых в советское время, как и в прежней России, не было. Это прежде всего – КС РФ, а также арбитражные суды и частные детективные и охранные службы. Предмет курса определяет его содержание, которое должно быть изложено по определенной системе, обеспечивающей последовательное и понятное изложение изучаемой юридической дисциплины. курс «Правоохранительные органы» является вводной дисциплиной, в которой излагаются исходные сведения о правоохранительной деятельности, необходимые для дальнейшего изучения юриспруденции. Но есть и другой аспект- соотношение правоохранительной деятельности и норм права, а также специальных знаний, которые применяются судами, прокуратурой, органами расследования в борьбе с преступностью и всеми правонарушениями. Через призму этих отношений попытаемся выяснить связь названного курса с другими. Наиболее тесна связь курса «Правоохранительные органы» с конституционным правом, которое является базовым для правоохранительной деятельности. Конституционное право устанавливает основные руководящие положения для таких функций правоохранительных органов, как конституционный контроль, правосудие, прокурорский надзор. В конституционном праве формируются цели и задачи правоохранительной деятельности, определяются основные полномочия правоохранительных органов, права и обязанности других субъектов правоохранительной деятельности.
|
|
|
|
Связь административного права с курсом о правоохранительных органах заключается прежде всего в том, что оно изучает деятельность органов государственного управления, в рамках которого выполняются многие правоохранительные функции, включая противодействие преступности и иным правонарушениям. Кроме того, правоохранительные органы широко применяют нормы административного права, например, при обеспечении порядка, безопасности дорожного движения, охраны природных заповедников.
В тесной связи с рассматриваемым курсом находятся такие отрасли права, как гражданское процессуальное, арбитражное процессуальное и уголовно-процессуальное. Они регламентируют порядок отправления правосудия по гражданским и уголовным делам, определяют соответствующие права и обязанности субъектов процессуальной деятельности. Уголовно-процессуальное право устанавливает порядок производства дознания и предварительного следствия, права подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, потерпевших, других лиц, оказавшихся в сфере уголовного процесса.
Курс «Прокурорский надзор» тесно связан не только с выполнением данной правоохранительной функции, но и с деятельностью других правоохранительных органов. В нем определяются формы и методы осуществления прокурорского надзора, в том числе и за законностью выполнения другими правоохранительными органами возложенных на них функций. Этим курсом существенно углубляются знания учащихся о прокуратуре, играющей ведущую роль в правоохранительной деятельности.