Японцы стали одним из немногих народов Востока, которым удалось избежать порабощения монголами. Хубилай, утвердившийся в Китае и Корее, после отказа Японии уплачивать дань, в 1274 г. отправил на острова монголо-корейский флот численностью 37 тыс. человек. Флот успел высадить часть войск на о. Кюсю, но тайфун («камикадзе» - божественный ветер) нанес ему большие потери и остатки флота ушли в Корею. В 1275 г. японцы планировали высадку своих войск в Корее, но план не осуществился. В 1281 г. гораздо более мощный монголо-корейский флот, всего 140 тыс. человек, подошел к японским островам, но в результате сопротивления японских войск в течение 49 дней не мог высадиться на японской территории, после чего шторм уничтожил его, а успевшие высадиться монгольские войска были истреблены или взяты в плен. Третьей попытке помешало сопротивление народов Кореи, Южного Китая и Вьетнама. Следует отметить, что метод ведения боя монгольскими войсками вызвал шок у японцев. Их поразило полное отсутствие уважения к противнику и отсутствие элементов воинского церемониала. Монголы набрасывались на японцев скопом и стремились уничтожить его, предварительно не раскланявшись.
|
|
Для военного правительства последствия отражения этой угрозы были неоднозначными. Оно усилило свою власть, получив от императорского двора право мобилизации людей, право реквизиции продовольствия. Одновременно необходимость борьбы с иностранным вторжением ухудшила положение крестьянства, на которое легли огромные расходы на оборону. Намного тяжелее стало финансовое положение самурайского дворянства. Трудности самурайства и крестьянства свидетельствовали о том, что наступил кризис старых форм организации производства и общества.
Символом единения в борьбе с сёгунатом стал император Годайго. В 1333 г. сёгунат Минамото-Ходзё был свергнут. На короткий срок установилась императорская власть. Император Годайго стремился управлять страной единолично, отменил институты бакуфу, экс-императоров-монахов, регентов. Однако он не смог ликвидировать противоречия между аристократами и воинами. В 1335 г., один из крупнейших феодалов, Асикага Такаудзи, поднял мятеж, который привел к образованию второго сёгуната – Асикага или Муромати, по названию квартала в Киото, где располагалось военное правительство. Он просуществовал с 1336 по 1573 г. С переходом власти в руки Асикага начались междоусобнае война, гражданская война, причем боролись не только два лагеря феодалов, но и шла борьба за перераспределение земель.
За время существования сёгуната Асикага происходят большие изменения в характере власти – она становится менее устойчивой по сравнению с сёгунатом Минамото-Ходзё. К началу XV в. сёгунам удалось укрепить позиции центральной власти, разгромив или ослабив наиболее сильных феодалов, занимавших посты военных губернаторов. В начале XV в. сёгуны династии Асикага были уже близки к положению полновластных хозяев страны. Однако контроль сёгунов над крупными феодалами был недолгим.
|
|
В сер. XV в. вновь усиливается борьба между феодалами, приведшая к ослаблению власти сёгуната и начинается междоусобная война 1467-1477 гг. После этой войны сёгунат потерял свое влияние, наступил период полной феодальной раздробленности. Т.о. можно сказать, что войны спровоцировали политический и социальный кризис. Вообще заключительный, столетний период сёгуната Асикага (1467-1568) получил наименование «эпохи воюющих провинций». Он ознаменован борьбой вассалов сёгуна против него и между собой. Лидерство перешло к местным правителям в провинциях – даймё.
Междоусобицы «Эпохи воюющих провинций» ухудшили положение крестьян: сократилась площадь обрабатываемой земли, выросли налоги, взимались дополнительные поборы. Это вызвало волну крестьянских восстаний. Некоторые из них охватывали целые провинции, поэтому их называли «провинциальными восстаниями». Крупнейшим было восстание в Ямасиро в 1485-1493 г. В 1485 г. местные феодалы и крестьянская верхушка изгнали из этой провинции войска сражавшихся между собой двух ветвей дома Хатакэяма и на восемь лет установили свой контроль. Борьба крестьян продолжалась и в XVI в.
В XV, и особенно в XVI вв. резко возросло количество восстаний, проходивших под религиозными лозунгами. Недовольство крестьян пытались использовать в своих интересах различные буддийские школы, активно участвующие в междоусобных феодальных войнах. Наибольшее влияние в то время среди крестьян имела буддийская школа «Учение об одном» или «Икко», поэтому эти выступления именовались «Восстаниями Икко» (Икко икки). Её сторонники считали, что для спасения души достаточно одного: многократно повторять «Благославен Амида-будда». (Наму Амида буцу). При этом не обязательно было отрекаться от мирских благ, что делало учение чрезвычайно популярным среди крестьянства. Подняв восстание в 1487 г., с 1488 г. адепты секты Икко целое столетие управляли провинцией Кага. В восстании участвовало свыше 200 тыс. крестьян.
Крестьянские восстания под религиозными лозунгами были направлены против местной администрации, представители которой обогащались за счет крестьян и превращались в крупных феодальных земельных собственников. Социальный протест использовался церковью как для религиозной борьбы, так и для противоборства со светскими феодалами. В целом же ситуация к сер. XVI в. была такова, что в Японии не было реально действующего правительства – ни сёгунского, ни императорского. В этих условиях встал вопрос об объединении страны.