2.1. Испытуемая машина (ИМ): Двигатель постоянного тока
последовательного возбуждения,тип: ДП100L.
РН = 0,55кВт (S1); UН = 220В; IН = 3,7А; nН = 1000об/мин;
RЯ = 12,0Ом; RВ = 4,8Ом.
Естественная электромеханическая характеристика двигателя: Таблица 1
ne | об/мин | |||||||||||
IВ | А | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 3,5 | 4,0 | 4,5 | 5,0 | 5,5 | 6,0 |
2.2. Нагрузочная машина (НМ): Вентильный двигатель, тип: CFM 71S.
МН = 5,0Нм; UН = 380В; fН = 100Гц; IН = 2,2А; nН = 2000об/мин.
2.3. Приводной преобразователь: MOVIDRIVE MDX61В 0022 - 5A3.
UН = 3 x 380В, fН = 50Гц; PНвых = 2,2кВт; IНвых = 5,5А; км = 2,27Нм/А.
2.4. Механические потери (момент холостого хода МХХ): Таблица 2
w | рад/с | |||||||||
МХХ | Нм | 0,25 | 0,37 | 0,40 | 0,45 | 0,48 | 0,51 | 0,53 | 0,54 | 0,55 |
2.5. Добавочные сопротивления:
Таблица 3
Положение переключателя S1 | ||||||||
Величина сопротивления RП, Ом | 66,0 | 36,0 | 45,0 | 51,0 | 15,0 | 21,0 | 30,0 |
Таблица 4
Положение переключателя S2 | ||||
Величина сопротивления RШ, Ом | Выкл | 70,0 | 30,0 | 40,0 |
2.6. Способ шунтирования Таблица 5
|
|
Положение переключателя S3 | ||
Наименование схемы шунтирования | двигателя | якоря |
3. Расчет искусственных механических характеристик.
В электрических машинах с последовательным соединением обмоток якоря и возбуждения ток якоря IЯ является одновременно и током возбуждения IВ. Так как магнитный поток Ф нелинейно зависит от IВ, то уравнение механической характеристики w = f (М), выражение которой для всех двигателей постоянного тока имеет вид:
, (1)
представляет собой сложную нелинейную зависимость w от M. Поэтому их естественная механическая характеристика приводится в каталогах (п.2.1, таблица 1), а все искусственные характеристики рассчитываются методом переходной характеристики (рис.1), определяемой выражением:
=f (IB). (2)
Для расчета переходной характеристики используется электромеханическая характеристика ne = f (IВ), которая для двигателей последовательного возбуждения приводится в каталогах (п.2.1, таблица 1):
, (3)
где RД = RЯ + RВ. Нужно также пересчитать скорость nе в об/мин на we в рад/с: we = pne /30. Расчёт следует проводить, последовательно задаваясь значениями тока IВ, указанными в таблице 1.
Для построения естественной механической характеристики (кривая 1 на рис.2) необходимо, кроме того, рассчитать момент двигателя Ме, задаваясь значениями IЯ = IВ: Ме = · IЯ. (4)
Момент двигателя на искусственных характеристиках МИ для всех схем включения двигателя (кроме схемы шунтирования), у которых IЯ = IВ, такой же, как и на естественной: МИ = Ме (Таблица 5).
Расчет скоростей для всех искусственных механических характеристик выполняется с помощью переходной характеристики, используя выражения:
|
|
; (.5)
. (6)
Величина R зависит от схемы включения двигателя. Для расчета механических характеристик с последовательным сопротивлением в цепи якоря (кривая 2) необходимо в (6) подставлять R = RД + RП для заданных значений RП1 и RП2.
Расчёт характеристик для режима динамического торможения с самовозбуждением (кривая 4) выполняется с учетом того, что в этом режиме напряжение U = 0 и поэтому ЕИ = – IЯ R, где R = RД + RТ – полное сопротивление замкнутой цепи якоря двигателя, RТ – заданные значения тормозного сопротивления RТ1 и RТ2. Результаты расчетов следует представить в виде таблицы 6:
Таблица 6
Исходные данные | Переходная характеристика | Момент | Искусственная характеристика с RП | Динамическое торможение с RТ | ||||||
IВ = IЯ | wе | IЯRД | Ее = UН - IЯRД | (Е/w)е | Ме=МИ = IЯ(Е/w)е | IЯ R | ЕИ = UН - IЯR | wИ = ЕИ /(Е/w)е | ЕТ = - IЯR | wТ =ЕТ/(Е/w)е |
А | рад/с | В | В | В×с | Нм | В | В | рад/с | В | рад/с |
Расчёт характеристик в схеме шунтирования якоря сопротивлением RШ с последовательным сопротивлением RП (кривая 3) связан с особым способом вычисления ЕИ. Последовательность расчёта представлена в таблице 7. Задаваясь значениями тока возбуждения IВ, необходимо:
1) определить падения напряжений в последовательном и параллельном контурах; 2) рассчитать токи в указанных контурах и в цепи якоря;
3) рассчитать ЕИ. Далее определяются, соответственно, wИ и МИ. Необходимо обратить внимание на то, что в этой схеме токи якоря и возбуждения не равны. Ток возбуждения равен сумме токов якоря и шунтирующей цепи. Благодаря этому, ток возбуждения всегда больше нуля, даже при IЯ = 0, следовательно, могут быть получены не только скорость идеального холостого хода, но и режим рекуперативного торможения (IЯ < 0). В двигателях последовательного возбуждения это возможно только для данной схемы включения.
Таблица 7
Исходные данные | Расчетные величины | |||||||||
IВ | (Е/w)е | Ме | IВ (RВ + RП) | UШ = UН - IВ (RВ + RП) | IШ = UШ / RШ | IЯ = IВ - IШ | IЯRД | ЕИ = UШ - IЯRД | wИ = ЕИ /(Е/w)е | МИ = Ме (IЯ/IВ) |
А | В×с | Нм | В | В | А | А | В | В | рад/с | Нм |