Хабаровская государственная академия экономики и права
Юридический факультет
Кафедра гуманитарных дисциплин
ЧЕЛОВЕК
В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМ МИРЕ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Хабаровск 1998
Владимир Андреевич Уханов
Человек в информационно-техническом мире
Учебное пособие
Р № 020756 от 02.04.98 г.
Редактор Е.Ю.Лаврентьева
_____________________________________________________________
Подписано в печать ____________. Формат 60х84/16. Бумага писчая.
Печать офсетная. Усл.п.л.. Уч.-изд.л.. Тираж 300 экз.
Заказ № ________
__________________________________________________
680042, г.Хабаровск, ул.Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ.
Введение
Процесс информатизации общества, составляющий основу современного этапа научно-технологической революции, формирует новый облик социального мира – информационно-техническую цивилизацию (ИТЦ). Радикально отличаясь от всех известных социальных систем, ИТЦ представляет собой закономерную ступень общественного прогресса, сориентированного на переход человечества к общепланетарному, управляемому и устойчивому социоэкоразвитию. В странах, далеко продвинувшихся по пути информатизации, производство вещества и энергии возложено на плечи «железных воротничков» – роботов и автоматов, а большинство трудоспособного населения имеет дело с нарастающими потоками информации, которая производится, перерабатывается и распространяется с помощью новейшей автоматизированной информационно-коммуникативной техники (АИКТ).
|
|
Происходящие в информатизируемых социальных системах глубокие перемены еще не получили полного освещения в обществоведческой литературе, хотя имеется насущная потребность в их всестороннем философском и научном анализе. Об актуальности данной проблемы свидетельствует тот факт, что в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в базовый курс философии введена в качестве обязательной тема «Человек в информационно-техническом мире». Однако ее недостаточная разработанность и отсутствие соответствующего учебно-методического материала в значительной степени затрудняют ее изучение студентами. Это обстоятельство побудило автора к написанию учебного пособия, посвященного рассмотрению обозначенной темы с позиции социально-философского подхода. Автор надеется, что его работа в определенной мере устранит существующий пробел.
Следует подчеркнуть, что становление нового типа организации социума выдвигает перед философами и учеными чрезвычайно широкий круг вопросов, который не может быть охвачен в одном исследовании. Поэтому в учебном пособии внимание обращается прежде всего на те проблемы, которые выделяются своей актуальностью, обладают наибольшей теоретической и практической значимостью, а их рассмотрение необходимо для усвоения темы. К таковым, на наш взгляд, относятся следующие проблемы: природа и сущность социальной информации; специфика информационной техники и ее роль в обществе; особенности того типа общественного прогресса, который генерирует и стимулирует процесс информатизации; истоки, критерии, черты и перспективы информационно-технической цивилизации. В работе затрагивается ряд вопросов, вызывающих острый интерес у широкой общественности: способствует ли ИТЦ продвижению человека к своей высшей цели – свободной, творческой самореализации, не приведет ли компьютеризация и медиатизация общества к тотальному манипулированию сознанием и поведением людей; что может ИТЦ дать человеку и что – отнять у него.
|
|
Изучение этих проблем позволит сформировать более полное представление о механизме активизации сущностных сил человека, аргументированно объяснить причины ускорения темпа социального развития, уяснить взаимосвязь информационно-технических и личностных феноменов, соотнести специальные научно-технические задачи с масштабом гуманистических ценностей.
Учебное пособие разработано с учетом специфики преподавания философии на юридическом факультете и предназначено для студентов и аспирантов, а также для тех, кто интересуется данной проблематикой.