Новгород Великий – один из самых древних городов Северо-восточной Руси, расположен на реке Волхов, в шести километрах от озера Ильмень. Впервые упоминается в Новгородской летописи (859). С конца X века –второй по значению центр Киевской Руси. В 1136 – 1478 годах – столица Новгородской феодальной республики. Находился на стыке торговых путей «из варяг в греки» и Волжского, что способствовало развитию в нем уже в X веке ремесел, торговли и культуры. Торговые связи Новгорода распространились от Фландрии и ганзейских городов до Югорской земли и от Скандинавии до Астрахани и Константинополя. Вывозились пушнина, воск, лен, кожи и т.д.
До XII в. Новгородская земля входила в состав Киевской Руси. Она занимала обширную территорию севера Великой Русской равнины от Чудского озера до Урала. Её центром был Новгород Великий, а города Псков, Старая Руса, Ладога, Торжок считались его «пригородами». В начале XII в., предположительно в 1136 г., бояре Новгорода, воспользовавшись восстанием городских низов и крестьянства против князя, захватили власть и установили свое политическое господство, окончательно отделившись от Киевского княжества.
Псковская земля была частью Новгородской земли («пригородом») до середины XIV в. В 1348 г. Псков, выросший в крупный торговый и ремесленный центр, отделился от Новгорода и стал независимым.
Большое значение в жизни древнего Новгорода имело вече. Социально политическая жизнь в Новгороде Великом (XII – XV века) была бурной, что иногда приводило к столкновениям между жителями Софийской и Торговой сторон или отдельных концов (районов) города, порой сопровождавшимся расправами над неугодными боярами и изгнанием не понравившихся горожанам князей. Сопротивление церковной политике часто выражалось в форме различных ересей. Новгород Великий – один из центров русского летописания, распространения грамотности, развития русского национального искусства. Не пострадав от разрушительного татаро-монгольского нашествия (1237 – 1241), он в течение столетия хранил и приумножал национальное и культурное богатство русского народа. Большое значение имело включение Новгорода Великого в состав Русского государства (1478). В 1546 году по количеству населения (35.000 человек) он занимал третье место после Москвы и Пскова.
Особенности общественной и политической систем Новгорода и Пскова
определялись своеобразием их географического положения и экономического развития. Господствующее место занимали бояре-феодалы, крупные землевладельцы. Они эксплуатировали местное население (в значительной части - финно-угорские племена), получали товары для вывоза и финансировали торговые операции купцов.
Интенсивное развитие ремесел и торговли привело к появлению широкого среднего класса новгородско-псковского общества, к которому относились «житьи люди», «своеземцы» и купечество. К «житьим людям» относились и мелкие землевладельцы, занимавшиеся торговлей и ростовщичеством. Купечество объединялось в сотни и особые компании (артели) для ведения торговли с русскими княжествами и с заграницей.
Ниже купцов стояла масса городского населения, которая состоял из так называемых «черных людей» - ремесленников и наёмных работников разных профессий. Наиболее опытные и уважаемые из них назывались «старейшими».
Свободное сельское население состояло из двух разрядов. К первому относились «своеземцы» («земцы») - мелкие землевладельцы, работавшие на земле самостоятельно или сдававшие её в аренду. Ко второму разряду принадлежали смерды-общинники, которые жили в общинах (погостах) на государственных, церковных и частных землях. Эти категории крестьян были лично свободны, выбирали в своих погостах старост и на сходах решали наиболее важные жизненные вопросы.
Крестьяне, работавшие за часть продуктана господской земле, назывались «половниками», «третниками», «четниками», в соответствии с условиями договоров, по которым они отдавали часть произведенного продукта.
Низший, но весьма многочисленный слой населения новгородской земли составляли холопы. Они использовались в качестве рабочей силы и прислуги в боярских вотчинах.
Организация государственной власти
В Новгороде Великом, а затем и в Пскове сложилась необычная для средневековой Руси форма государственного устройства - феодальная республика. Её основной особенностью являлась вечевое народовластие.
Главным законодательным органом республиканского Новгорода было вече.
Новгородское «вече» представляло собойсобрание полноправных жителей города и прилегающих территорий мужского пола. Все они приходили на вече в составе своих профессиональных и территориальных корпораций и действовали в соответствии с их интересами. Преобладали те корпорации, которые превосходили других по численности и организованности. Но если одна из «сильных» корпораций (кончанская или профессиональная) не соглашалась с предлагаемым решением, то иногда решение откладывали. Постепенно, с формированием сословий, борьба на вече приняла межсословный характер.
Формально вече было высшим органом управления, решавшим все важнейшие экономические, политические, военные, судебные и административные вопросы. В полномочия веча входило избрание князя. Решения на собраниях должны были приниматься единогласно. Имелась вечевая администрация - вечевые дьяки, вечевая изба.
Структура же вечевых органов определялась административным устройством города. Новгород делился на 5 концов, а концы на сотни и улицы, во главе которых стояли выборные кончанские. и улицкие старосты, сотники. Здесь действовали местные кончанские и улицкие вечевые собрания. Вечевые собрания действовали и в пятинах, т.е. административных округах, на которые делилась Новгородская земля (их было 5). Но высшим органом власти было городское вече, на котором принимались чаконы, утверждались международные договоры, решались вопросы войны и мира, выбора князей, высших должностных лиц. В вечевых собраниях участвовали только взрослые свободные мужчины.
Источники, однако, не позволяют с большей определенностью раскрыть все нюансы в деятельности вече. Так, считалось, что вече собиралось по звону вечевого колокола на Ярославовом дворище, однако раскопки показали, что там могло поместиться всего несколько сот человек, но никак не все жители Новгорода. Да и трудно представить, чтобы можно было решить какие-то вопросы на сборище в несколько тысяч человек. В.О. Ключевский не зря предполагал, что в работе вече было много анархии, шума, крика, усобиц и драк.
В советское время превалировала точка зрения, согласно которой только «имущие» слои населения могли принимать участие в вечевых собраниях. Однако Новгородскую судную грамоту, как это видно из преамбулы к ней, принимали на вече не только бояре, но и житьи люди, купцы и черные люди, а Псковскую судную грамоту – «весь Псков». Возможно, что вече собирало лишь известную часть горожан, элитарную или наиболее почитаемую (тех же улицких и кончанских старост, сотников). Известно также предположение В.Л. Янина об избирательном бюллетене (берестяная грамота с именами четырех человек), с помощью которого, возможно, проводились на вече выборы должностных лиц.
Как бы то ни было, вечевое устройство Новгорода отразилось даже в его гербе. В нем центральное место занимала трибуна («степень») – кресло, с которого новгородский посадник управлял вечем. У веча существовало свое делопроизводство, свой архив, свои исполнительные органы.
Реальная власть в Новгороде и Пскове принадлежала боярскому совету, включавшему знатных бояр и представителей городской администрации. Председательствовал в совете архиепископ. Боярский совет являлся организационным и подготовительным органом. К его компетенции относились: подготовка законопроектов, вечевых решений, контрольная деятельность, созыв вече, подготовка вопросов для обсуждения, подбор кандидатур для избрания должностных лиц и др.
Вооруженные силы включали княжескую дружину, «владычин[12] полк» и городское ополчение.
Высшими должностными лицами Великого Новгорода были посадник, тысяцкий, архиепископ и князь. Первые три должности выбирались по жребию, а князя избирали на вечевом собрании подачей «речей». Когда «сойдут все на одну речь», решение считалось принятым.
Князь приглашался на княжение боярами, которые посылались к нему от боярского совета. Предварительно его кандидатура обсуждалась на боярском совете и затем вносилась на утверждение в вече. Главной целью князя была организация защиты республики от внешних врагов. Военную, судебную и административную деятельность князь осуществлял вместе с посадником и тысяцким.
С князем заключался договор, определявший его права и обязанности. Окончательно кандидатуру приглашаемого князя утверждало вече. Известно около 30 таких договоров (от середины XIII до конца XIV вв.) с тверскими, литовскими и московскими князьями. Князь целовал крест (приносил клятву) «держати Новгород по пошлине» (по обычаю, ставшему нормой – как «пошло»). Права князя при этом оговариваются в договорах нечетко, можно думать, что князь участвовал в управлении вместе с посадником, архиепископом и др.
Более подробно регламентируются обязанности и то, что князь не должен делать: творить суд единолично, а только вместе с посадником, раздавать новгородские земли своим вассалам и слугам, ставить слободы, раздавать государственные грамоты, «без вины» лишать новгородца «волости», облагать население податями. Даже охотиться и ловить рыбу князь мог только в отведённых для этого местах. Не разрешалась ему и торговля с иноземцами без новгородских посредников. В договорах определялись даже размеры пошлин на содержание княжеского двора и дружины. Как считал с свое время Г.Ф. Миллер, написавший первый научный труд по истории Великого Новгорода, положение князей в нём было аналогично положению «комендантов городского войска» в XVIII в.
Такой же статус имел и князь во Пскове, хотя близость города к границе и постоянные пограничные конфликты и стычки псковичан вынуждали их дружить с великокняжеской властью.
Высшие исполнительные органы Великого Новгорода – это посадник, архиепископ и тысяцкий. Архиепископ возглавлял Совет знати «Осподу», определял идеологию городской жизни. Посадник – степенной, т.е. посаженный на «степень» или действующий и посадник старый, переизбранный, но не потерявший свой авторитет, как и тысяцкий – помощник посадника – избирались вечем. В их руках находились все управленческие функции как в области финансов, суда, так и в области торговли и дипломатии.
Должность посадника была введена в 80-е гг. XI века. Он избирался на один – два года из знатных бояр. Он председательствовал на вече, руководил боярским советом, ведал администрацией, внешнеполитическими делами; вместе с князем осуществлял вопросы управления, суда и командования вооруженными силами.
Должность тысяцкого появилась в конце XII века. Он также избирался из знатных и богатых горожан, известных своими военными заслугами. Он занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение и решал другие вопросы управления, помогая посаднику.
Архиепископ (владыка) с середины XII века избирался из монахов, выходцев из боярской среды. Он был хранителем государственной казны, контролером торговых мер и весов. Основная роль архиепископа сводилась к руководству церковной иерархией.
Выборность должностных лиц Великого Новгорода и Пскова является ярчайшим свидетельством демократизма и правового характера государственности в этих республиках.
Республиканская государственность в Новгороде не была застывшей, она развивалась, эволюционируя в сторону угасания роли вече и усиления значения боярского Совета, который подготавливал решения вече. Власть великого князя, в особенности с 1370-х гг., когда на эту должность стали избираться московские князья, жившие в своей «отчине» и лишь эпизодически наезжавшие в Новгород, стала номинальной.
В XV в. Новгород попытался окончательно высвободиться из-под влияния московских великих князей, но это ему не удалось. В 1456 г. под Ругой, а затем в 1471 г. в битве при Шелони Великий Новгород, имея огромное численное преимущество в военной силе, потерпел сокрушительное поражение от Москвы. Новгород пал, а великий князь московский Иван Васильевич III конфисковал земли у оппозиционных новгородских бояр и житьих людей, тяготевших к польско-литовскому государству и намеревавшихся, как считал Великий князь, вместе с предводительницей Марфою Борецкой, матерью посадника, «отпасть в латынство». Новгородские феодалы были выселены в пограничные земли Московской Руси, а на их землях Иван III, создавая себе опору на новгородской территории, «испоместил» около 2 тысяч служилых московских людей. Поход Ивана III на Новгород в 1478 г. поставил окончательную точку в этой борьбе. Новгородский вечевой колокол, символ вольности и республиканского строя, по звону которого собиралось вече, был вывезен в Москву и повешен на одной из кремлевских башен как обычный благовест. Ещё ранее, в 1462 г., Москве подчинился и Псков.
Однако, как считал А.И. Герцен, республиканская государственность Новгорода и Пскова была столь значительной и реально значимой демократической традицией России, что ещё в начале XVI в. не было ясно, какой из принципов возьмет верх: «князь или община, Москва или Новгород».
Территория Новгородского государства делилась на пятины, управление в которых строилось на началах местной автономии. Каждая пятина была приписана к одному из пяти концов Новгорода: Плотницкому, Словенскому, Загородскому, Неревскому или Гончарскому. Пятины состояли из волостей, волости - из погостов. Центром самоуправления пятины являлся пригород.
Одним из пригородов был Псков. Государственная организация Пскова во многом повторяла новгородскую: вечевая система, выборный князь и другие должностные лица (два степенных посадника), шесть концов, двенадцать пригородов.